Папки-передвижки

Связь двигательного развития и усвоения окружающего пространства у детей преддошкольного и дошкольного возраста

Вакурина Светлана Владимировна
Связь двигательного развития и усвоения окружающего пространства у детей преддошкольного и дошкольного возраста

Что такое пространственные представления? Пространственные представления – это широкий спектр психических явлений от владения собственным телом и формирования навыков до высшего уровня психических функций, таких как речь и интеллектуальная деятельность.

У головного мозга нет отдельного рецептора, который воспринимал бы пространство. Есть слуховые, зрительные, тактильные рецепторы, вестибулярный аппарат, совместная слаженная работа которых и формирует пространственные представления.

Пространственные представления включают в себя следующие умения и навыки:

Публикация «Связь двигательного развития и усвоения окружающего пространства у детей преддошкольного и дошкольного возраста» размещена в разделах

• владение собственным телом;

• формирование навыков (бытовых, спортивных, профессиональных и др.);

• освоение внешнего окружающего пространства (развитие моторики, восприятия памяти и др.);

• экспрессивную и импрессивную речь (понимание и употребление логико – грамматических конструкций, словообразование, словоизменение);

• овладение письмом и чтением (графемы, ориентировка на листе, на строке) :

• овладение навыками счета и символизации (ноты, шифры и т. п.);

• освоение умений сравнивать, обобщать, устанавливать последовательность и т. п. (интеллектуальная деятельность).

Формирование пространственных представлений – это необходимый элемент познания, это результат долгого развития и инструмент с помощью которого это развитие продвигается. Чем больше у ребенка моторных и сенсорных возможностей, тем с большим объемом окружающего пространства и его свойствами он знакомится.

Двигательное развитие начинается задолго до момента рождения. Благодаря плаванию в околоплодных водах у ребенка развивается вестибулярный аппарат, что является базой для развития схемы тела.

После рождения младенец, лежа на спине спиной, затылком, пятками ощущает плоскость. Когда начинается подъем головы (2-3 мес., переворот со спины на живот, переворот на бок, у ребенка начинается формирование вертикали и формирование полей зрения.

Опора на руки, ползанье по-пластунски подготавливает ребенка к освоению вертикальной оси пространства.

Подъем на четвереньки, ползанье способствует освоению вертикальной оси, координации нижней и верхней частей тела. В этот момент мир для ребенка перестает быть плоским. Еще одним важным образованием является движение (поворот) головы независимо от тела.

Вставание дает ребенку осваивать третью ось пространства, формирует объемный образ окружающего мира.

Ходьба способствует развитию взаимодействия правых и левых, верхних и нижних частей тела, освоению внешнего пространства, постепенной символизации пространства, развитию пространственных признаков в речи (направление – движение – вербальное обозначение, полному освоению трехмерного пространства.

В дальнейшем, по мере взросления, детям приходится решать новые задачи освоения пространства :

• ориентация в макропространстве, новых зданиях и помещениях. Например, этажи, помещения детского сада и школы (классы, группы, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, психолога и т. п., ряды столов, парт, место при построении на физкультурном занятии, в танце на музыкальном занятии и т. п. ;

• ориентировка в минипространстве, плоскости, на листе, странице, бумаге в линейке, косую линейку, косую частую линейку, в крупную клетку, мелкую клетку, листе ограниченном полями;

• освоение графем – микрознаков (букв и цифр);

• освоение направления письма и чтения, обучение счету.

• овладение квазипространством (пространство, которое нельзя потрогать, основанное на сформированных представлениях) – речью: последовательностью звуков и слогов в слове, способами словообразования и словоизменения, предложным управлением, употреблением союзов, согласованием слов в предложении и их расположением, последовательным рассказыванием.

У детей с несформированными пространственными представлениями отмечаются следующие симптомы:

• неловкость и неуклюжесть в игре, быту, навыках самообслуживания;

невротические признаки: заикание, тики, энурез;

• низкий темп деятельности, трудности включения в задание («не слышат», «не понимают», «отсутствуют»);

• внимание не устойчивое;

• повышенная истощаемость и перенасыщаемость;

• трудности произвольного контроля;

• невербальные задания делают лучше вербальных, но такие дети не любят рисовать, лепить, конструировать (зачем это делать, раз не получается);

• нарушено абстрактно – логическое, вербально – логическое мышление: не умеют делать выводы, обобщать, понимать причину и следствие. Долгое время дети остаются на уровне наглядно - действенного мышления;

• испытывают трудности запоминания и удержания материала, с трудом усваивают новое;

• имеют речевые нарушения (как правило, сначала ЗРР, затем ТНР, а в дальнейшем дислексию, дисграфию и дискалькулию);

Можно отметить следующие причины трудностей формирования пространственных представлений :

• снижение предметной деятельности в ежедневной жизни детей;

• сокращение качества и количества контактов со сверстниками;

• эгоцентрированное внимание со стороны родителей (не дают ребенку самому исследовать мир, не поддерживают интерес к исследованию, уменьшение времени общения со взрослыми, частая эмоциональная отстраненность родителей.

Таким образом, дети, не получившие достаточной двигательной активности, развернутого опыта игры и предметной деятельности, не готовы к знаково – символической деятельности, чтению, письму, счету и вербально – логическому абстрактному мышлению.

Библиогафический список:

1. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. - М., 2000

2. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст : Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005.

3. Малиованова Е. Л. Развитие пространственных представлений как профилактика неуспеваемости //Дошкольное воспитание - 2008. - №11. -С. 67-74.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста» Что любят наши воспитанники больше всего? Конечно играть. Часто ребята для себя из стульчиков, кубиков создают маленькие "закуточки" - такая.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста» 3 мая 2018 года состоялся семинар-практикум для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связь двигательного развития и усвоения окружающего пространства у детей преддошкольного и дошкольного возраста
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 09:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД