Лучший педагог года

Связь сюжетно-ролевой игры с театрализованными играми

Ольга Друзина
Связь сюжетно-ролевой игры с театрализованными играми

Современную систему воспитания можно рассматривать как систему становления личности. Всё больше места в ней отводится активным приёмам и средствам воспитания, таким, как игра.

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. «Игра – не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться» (М. И. Рожков, И. И. Фришман «Игровая основа деятельности детских объединений»)

Публикация «Связь сюжетно-ролевой игры с театрализованными играми» размещена в разделах

Вначале рассмотрим понятие – театрализованные игры, а так же рассмотрим связь театрализованных игр с сюжетно – ролевыми играми. В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщённое определение театрализованной игры. Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова использует как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация»; большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М. А. Васильева, Д. Б. Эльконин и другие).

Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определённого сюжета в соответствии с заданным образом – сценарием игры». Игра-драматизация в науке является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с мотивом воздействия на других людей. И. Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчинённую сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением).

Сюжетно-ролевая игра и театрализованные игры имеют общую структуру (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила). Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно интерпретирует замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, то есть она может носит репродуктивный характер. Роль требует подчинения сюжету, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающего мира, но не исключает творчества.

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии, в отличии от игры с правилами. Вместе с тем, театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющих выбор игровых действий. В режиссёрской игре ребёнок одновременно «актёр», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссёр», управляющий сюжетными линиями.

Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. Данные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой акцент переносится с процесса игры на её результат. Эта разновидность художественной деятельности, состоящей из трё х этапов: восприятия, исполнения и творчества.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, предоставить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребё нка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как свет и тень общекультурного развития, на основе которого облегчается и понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная). Появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнёров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в том смысле слова, но они приближаются к нему. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей так же волнуют впечатления, реакция зрителя. В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребёнка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно посоветовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребёнка, приобретённый им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребёнка, он чувствует свою значимость в семье, эрудицию.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусств для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные :

• с художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театральная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Исследователь И. Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Дети осознают, что спектакль готовит

Творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества.

В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только

знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ.

Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования театрализации «тайной игры» в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам.

Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счёт умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций различных персонажей, выделить свойства и условия ее разрешения.

Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль способствуют формированию правильного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка. В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий. По мнению И. Г. Вечкановой, режиссёрская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребёнка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены, движений (жест, мимика, пантомима, когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведёт к гармонии души и тела.

Выделяют различие сюжета и содержания игры.

Сюжет – это сфера деятельности, которая предопределена авторомтекста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре.

Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, то есть моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.

Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения. Развитию творческого воображения способствуют специально подобранные игры и упражнения.

При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на утверждении Н. Н. Подьякова о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержания воспринимаемой действительности, умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в средней группе Провела воспитатель Ковтунова Снежана Валерьевна Цель: расширение представлений.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Я в магазине» Конспект сюжетно-ролевой игры «Я в магазине» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Задачи: - приучать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе»Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» Конспект сюжетно-ролевой игры Воспитатель Ковалевская Л. Н. Тема игры: «Кафе» Программное содержание: Задачи: Образовательные: закреплять.

«Парикмахерская». Конспект сюжетно-ролевой игры«Парикмахерская». Конспект сюжетно-ролевой игры Конспект сюжетно -ролевой игры «Парикмахерская». - Формировать первичные представления о труде взрослых и положительное отношение к нему.

Конспект сюжетно — ролевой игры «В космос» Конспект сюжетно - ролевой игры «В космос». Конспект составила воспитатель Корытова Т. А для детей 5 – 6 лет. Цель: Воспитывать умение согласовывать.

Проект сюжетно-ролевой игры «Пиццерия» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для.

Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников Дошкольное детство – период развития ребенка, который длится с трех лет до шести-семи.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы — пожарные» Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса.

«Семья». Конспект сюжетно-ролевой игры Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» Фадеева Анастасия Цель: организация социально-личностного развития детей 6-7 лет на основе сюжетно-ролевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связь сюжетно-ролевой игры с театрализованными играми
Опубликовано: 27 июня 2019 в 12:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД