Жанна Творогова
Конспект НОД по изучению свойств воды «Чипполино в гостях у детей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа (4-5 лет, дети с логопедическим заключением: Недоразвитие речи системного характера легкой степени
Свойства воды «Чипполино в гостях у детей»
Творогова Жанна Геннадьевна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 146».
Место НОД в изучении темы : НОД проведена в соответствии с календарным планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 146» для детей с ОВЗ (с нарушением зрения) по теме «Свойства воды».
Публикация «Конспект НОД по изучению свойств воды „Чипполино в гостях у детей“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Цель НОД: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи приоритетной образовательной области:
Речевое развитие
• Обогащать активный словарь;
• Развивать связную, грамматически правильную диалогическую монологическую речь. Составлять рассказ по опорным схемам.
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
• Развивать фонематический слух.
• Автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
• Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;
• Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость;
• Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие:
• Развивать зрительное внимание, умение выделять несколько признаков одного объекта
• Развивать координацию речи с движением;
• Развивать общую и мелкую моторику.
Познавательное развитие:
• Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
• Познакомить детей со свойствами воды.
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и растений.
• Развитие условно-символической функции у детей.
• Познакомить детей с навыками проведения лабораторных опытов.
• Формировать познавательные действия. Бережное отношение к воде.
Планируемые результаты НОД:
Ребенок правильно употребляет предложно-падежные конструкции. Владеет навыками словообразования и словотворчества. Составляет рассказ по опорным схемам. Умеет применять правила и пользоваться инструкциями, узнает и называет объекты и явления окружающей действительности. Активно общается со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх, оценивает свои действия; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет различать условную и реальную ситуации. У ребенка развито зрительное внимание и прослеживающая функция глаза. Развита общая и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные: умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные: умение осуществлять действия по словесной инструкции взрослого и заданному плану; личностные: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение оценивать свои действия, действия товарищей.
Оборудование для педагога: предметные картинки, зрительный тренажер, игрушка Чипполино, пустые стаканы, краска, сахар, соль, лимон.
Оборудование для детей : индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, стаканы с водой, с молоком (по количеству детей).
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме «Вода»; наблюдение за посадкой, произрастанием лука; наблюдение за водой на прогулке.
Этап 1. Мотивационно-побудительный (2 минуты)
Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности.
Л. : Ребята! Я сегодня шла в детский сад и встретила Чипполино. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что наступила весна, а у него так и не растут волосы-перышки. Я его ребята, успокоила и сказала, что мы сможем ему помочь. Поможем? Что нужно сделать, чтобы у лука появились перышки? Давайте покажем Чипполино наш опыт с луком. Как мы его делали?
Д. : Ответы детей
Артикуляционная гимнастика (3 минуты)
Цель: развитие артикуляционного аппарата детей
Л: Ребята, я предлагаю показать Чипполино как мы с вами умеем делать артикуляционную гимнастику.
• Улыбайся народ,
Потом губы - вперед!
И так делаем раз шесть
Все! Хвалю! Начало
есть.
• Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
• Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком качать качели?
• Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз-
два».
• Дятел, дятел тук-тук-тук
Д-Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д-Д
Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
Л: молодцы, ребята! Вы правильно и четко выполнили все упражнения
Д. : Выполняют артикуляционную гимнастику
Этап 2 Основной (20 минут)
Цель этапа: Познакомить детей со свойствами воды : без цвета, без запаха, без вкуса. Совершенствовать знания детей о значение воды в жизни растений и человека. Обогащать словарный запас по теме.
Введение в образовательную ситуацию
Цель: Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Обогащать словарь детей прилагательными,существительными, глаголами
Л: Чипполино присаживайся. Наши ребята еще мало знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним. Чтобы больше узнать о воде, мы можем поиграть.
Опыт 1: «Вода это жидкость»
Л. Ребята, вода- это жидкость. Она течет.
Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой, Хотите, ребята, попробовать перелить воду из кувшина в стакан?
Ребята, дайте Чипполино попить.
Л. Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. А что - бы вам, ребята, и тебе Чипполино, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске). Вода что делает? Вода какая? Ответы детей
Опыт 2: «Вода бесцветная»
Л. Какого цвета молоко? А можно сказать про воду, что она белого цвета? Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? Сейчас мы это проверим.
Возьмите игрушки и опустите их в воду. Мы видим игрушки - значит, вода не имеет цвета. Какая она? Ответы детей
Л. Правильно, вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная (вывешивается символ этого свойства). Вода какая? Ответы детей.
Игра «Фокусники»
Цель: Умение мыслить, отгадывать фокус. Уточнение словаря по теме «Свойства воды» Развитие зрительного восприятия.
Ч: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Л: Сейчас я вам покажу фокус (накрываем бутылки платком). Теперь встряхнем их.
Давайте вы тоже будите волшебниками. Посмотрите, вот перед вами прозрачные стаканы, в них налита прозрачная вода. Смотрите и повторяйте за мной.
А какого цвета вы хотите получить воду? Как вы это делаете? Как вы думаете, какой цвет понравится Чипполино? Почему?
Ответы детей.
Физкультминутка «Дождик»
Цель: координация речи с движением.
Цель: координация речи с движением.
Л:Сейчас весна, часто идет дождь. Давайте поиграем. Превратимся в капелки.
Капля раз,
(Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два,
(Прыжок.)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли,
(Руки развели в стороны.)
От дождя себя укрыли.
(Руки полукругом над головой.)
Гимнастика для глаз
Цель: тренировка двигательной функции глаза
Л: Ребята, как вы думаете какой формы Чипполино. Правильно – круглой. Давайте расскажем Чипполино какие геометрические формы мы с вами знаем
Д. : смотрят на тренажер для глаз, смотрят на указку логопеда. Ответы детей.
Опыт 3 «Вода безвкусная»
Цель: Развитие вкусовых рецепторов.
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Л: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Угостите Чипполино водой, пусть он тоже попробует, Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая?
Л: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы ребята не забыли это и ты Чипполино, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды (символ вывешивается на доску).
А может ли вода быть вкусной? (логопед добавляет в стаканы вещество)
Д. : Ответы детей.
Опыт 4 «Вода не имеет запаха»
Цель: Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру.
Л: А теперь я предлагаю понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха. (вывешивается символ этого свойства)
Д. : Нюхают воду. Сравнивают с духами.
Ответы детей.
Составление рассказа по опорным схемам
Л. А сейчас, ребята, давайте напомним Чипполино, что мы узнали нового на занятии
Д. : Дети рассказывают с опорой на символы.
Этап 3. Рефлексивно-корригирующий (3 минуты)
Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получить обратную связь. Мотивировать и заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД.
Л: Ребята, смотрите у Чипполино выросли перышки, значит, ему надо пить много воды. Он благодарит вас и предлагает поесть лучок.
Д. : Гладят Чипполино. Кушают луковые перышки.
Информационные ресурсы:
Литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003.
2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/авт. -сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Коррекционно – логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Автор Э. Ф. Курмаева
4. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Автор Н. В. Нищева
5. Ковинько И. В. «Секреты природы-это так интересно» Линка-Пресс 2004
Иллюстрации по теме «Свойства воды» :
Светлана Вохринцева. Окружающий мир. Дидактический материал «Весна». - Издательство «Страна Фантазий», 2006 г.