Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации детей дошкольного возраста

Мария Самолетова
Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации детей дошкольного возраста

Тема ранней профориентации дошкольников на сегодняшний день актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых технологий в подготовке воспитанников во взрослую жизнь, обусловливает создание системы ранней профориентации воспитанников. Ученики старших классов не всегда могут определиться с выбором профессии. [4]

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Это связано с тем, что у подростков не достаточно знаний о разнообразии и содержании профессий, а также отсутствием личной мотивации при выборе профессии. «Кем я хочу стать?»- главный и трудный вопрос, не все старшие школьники смогут ответить на этот вопрос. Поэтому работа по профориентации людей должна начинаться еще в дошкольном возрасте. [11]

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности. В эти годы дети получают первоначальные знания об окружающем мире, деятельности взрослых из наблюдений, общения с взрослыми и сверстниками, игровой деятельности, просмотра мультфильмов. Начиная с младшего дошкольного возраста, детей начинают знакомить с трудом взрослых. Самое главное правило: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть![3]

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация детей, по мнению многих педагогов и психологов, должна начинаться с младшего дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы: свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание, воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все образовательные области дошкольного образования. [5]

Для сюжетно-ролевой игры детей данного возраста характерно возникновение новых тем, связанных с информацией, полученной во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров мультфильмов, из наблюдения.

Следовательно, могу сделать вывод из личных наблюдений за детьми среднего дошкольного возраста и могу выделить характерную особенность в выполнении ролей, игровых действий – создание новых взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности.

Дети 4-5лет начинают понимать, что в коллективной деятельности необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. [7] Дети, играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в образ, дети воспроизводят свои впечатления и раскрывают их. В ходе игры можно увидеть, как ребёнок ощущает себя в семье, по тому, как он общается в ходе игры, любят ли его или нет, какие отношения семье, как относятся к ребёнку. И какие характерные черты поведения или характера ребёнок примеряет на себя. [1]

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: наиболее популярные игры, именно для мальчиков 4-5 лет это «строим ферму», «гараж для молнии Маквин, зоопарк, аквапарк», «водители автобусов и грузовых машин, гоночных машин», «полицейский и преступник», «пожарный», «спасатель» и др. Среди девочек популярностью пользуются такие сюжетно-ролевые игры, как «зоопарк», «больница», «больница», «салон красоты», «ферма», «дочки-матери», «детский сад», «школа» и др. Дети начинают сами придумывать или несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр атрибуты. [4]

Важно чтобы дети с младшего возраста прониклись уважением к любой профессии, и осознали, что любая профессия должна приносить радость самому человеку и окружающим людям. [14]

Для наглядности проведем сравнение между сюжетно-ролевой в младшей группе и сюжетно-ролевой игрой в средней группе. У детей 3-4 лет в игре трудовые действия ещ носят подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда, главное заинтересованность детей. Педагогу следует стимулировать детей в ходе сюжетно-ролевых игр, а именно воспроизводить характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает необходимые продукты, сдаёт сдачу, подаёт товар).[2]

Воспитатель принимает на себя игровую роль, участвует в несложном ролевом диалоге. Дети начинают самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, руль, стулья для водителя, кастрюли, поварешки, ложки, вилки для повара).[10]

В средней группе увеличивается объем знаний детей о профессиях. Дети понимают, что игровая ситуация воображаема, но им это не мешает испытывать реальные чувства и переживания и тем самым обогащать свой внутренний мир. Дети 4-5 лет могут самостоятельно распределять роли, изготовлять и находить, собирать нужные атрибуты для своей игры. [13]

Дети начинают самостоятельно придумывать или проигрывать сюжеты из мультфильмов - несложные сюжеты, подготавливают необходимые атрибуты для игр. Основная черта сюжетно-ролевой игры - это самостоятельная деятельность детей. Они сами выбирают тему игры, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом дети свободны в выборе атрибутов для создания своего образа. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том. Сюжетно-ролевая игра, носит творческий характер. Начиная с младшего дошкольного возраста, у детей проявляются творческие способности уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. [12]

Важным в сюжетно-ролевой игре ещё является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также немаловажным является тот факт, что, разыгрывая определённую ситуацию, ребёнок тем самым воплощает свой взгляд и показывает своё отношение к нему. Также дошкольникам характерно проигрывание профессий своих родителей. [7]

Детям среднего дошкольного возраста свойственно сочетать в процессе игры свои жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, бесед, наблюдений, книг. Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Важную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и взрослый, в детском саду это воспитатель. [5] Воспитатель стимулирует детей : вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Всё это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях. Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщенна. [2] А если сюжетно-ролевая игра доставляет радость и удовлетворение ребёнку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. [1]

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей среднего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает положительное осознание того, что вот дети стали взрослыми людьми, у них есть профессии и они стремятся выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в ходе сюжетно-ролевой игры. [15] Тем самым ребёнок сможет примерить на себя разные профессии и представить себя в разных видах деятельности. Это в дальнейшем может положительно повлиять на выбор профессии.

Список литературы

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]/Н. В. Алешина. - Москва. - 2015.-С. 56-98

2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. 3-е изд. - Москва: Айрис-пресс. - 2012. - 128 с.

3. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] : пособие для воспитателя дет. Сада. /Е. В. - Москва: Просвещение. - 2010.-98с.

4. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст]/В. В. Зеньковский//Деловая книга. - 2016.-С. 54-89.

5. Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников : целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм [Текст]/ Н. В. Краснощекова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2011. - 205с.

6. Менджрицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]/Д. В. Менджрицкая. - Москва: Просвещение. - 2011.

7. Миленко, В. В. Нужно ли учить детей играть игры [Текст]// Дошкольное воспитание. - № 4.- 2015.-с. 119-123

8. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова - Москва: Аванта+.-2014

9. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - №4.- 2012.- с. 38-44

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер. - 2011, - 712 с.

12. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст] // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2015.- с. 33-37

13. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно [Текст] /А. С. Спиваковская. - Москва: Карапуз. -2015

14. Чудновский, В. Э. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности дошкольника [Текст]/ В. Э. Чудновский. – Москва. - 2014- 168 с.

15. Шмаков, С. А. Природа и структура игры [Текст]/С. А. Шмаков. - 2011 г. - 206 с.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного.

Сюжетно ролевая игра «Больница» в младшей группе для детей 3-х летСюжетно ролевая игра «Больница» в младшей группе для детей 3-х лет Каждый из нас знает, что дети очень любят играть. Наши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Игра очень важный компонент в жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Едем к кукле Кате на день рождения» для детей раннего возрастаСюжетно-ролевая игра «Едем к кукле Кате на день рождения» для детей раннего возраста Цель: Формировать игровые умения и навыки. Способствовать объединению детей для совместных игр. Задачи: Образовательные: Продолжать обогащать.

Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Многие известные педагоги и психологи определяют игру как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. По теории Д. Б. Эльконина, именно.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возраста Цели:Закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (приготовление еды,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 11:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД