Галия Бакланова
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на другую планету» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи
Способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе.
Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры.
Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнёров-сверстников.
Создавать условия для творческого самовыражения.
Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Путешествие на другую планету“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Атрибуты:
- обмундирование космонавтов (костюмы, шлемы, «тюбики с едой»);
- карта звездного неба, муляжи планет, планы, карты;
- крупный строитель и материалы для создания космодрома и ракеты;
- фотоаппарат, аптечка, книги
Космический экипаж
Руководитель научно-исследовательских полётов
Капитан отряда космонавтов
Бортинженер
Диспетчер
Осмотр врачей
Космонавты
Космонавт – исследователь
Спасатели
Фотограф
Эколог
Ход игры
1. Подготовительный этап.
Подготовка отряда космонавтов в «Центре физкультуры и спорта»
На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей.
Будущие космонавты бегают, упражняются, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются.
Следующий этап испытаний. Изготовление поделок на космическую тематику в «Центре творчества»
Воспитатель. Ребята, несколько минут назад, пока мы готовились к полёту, в наш детский сад принесли сообщение с космодрома Байконур. Я его ещё не читала. Помогите мне (вместе читают сообщение).
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось на планете? (ответы детей).
Дети: Сами полетим в космос!
Воспитатель. А что для этого нужно?
Дети. Ракета, космонавты, конструкторы, радист, штурман, бортинженер, повара, врач, тренер.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что в космосе интересно, но в тоже самое время, опасно. Поэтому у каждого из нас должны быть чёткие обязанности. Давайте распределим их.
Дети при этом уточняют обязанности каждой роли.
Распределение ролей
Воспитатель. Без кого не может лететь космический корабль?
Дети. Без командира корабля.
Воспитатель. Кто из нас может быть командиром? (дети выбирают).
Штурман (выбирает командир) : с закрытыми глазами проложит путь, хорошо знает карты, умеет пользоваться компасом, поможет в трудную минуту.
Бортинженер: любит машины, разбирается в технике, любую машину может починить, зоркий глаз.
Радист: очень внимательный, у него хороший слух, слышит даже шёпот, внимательно слушает воспитателя.
Конструктор: фантазёр, выдумщик, знает, как собрать любую машину, может из одной конструкции сделать другую, знает название всех деталей.
Врач: умеет лечить, добрый, знает разные лекарства, всегда придёт на помощь, даст полезный совет.
Повар: любит вкусно готовить, знает разные овощи и фрукты, готовит различные блюда, использует много полезных рецептов.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что на планете – экологическая катастрофа. Как Вы думаете, может быть, нам ещё какой-нибудь специалист пригодится?
Дети: Эколог.
Воспитатель: Чем он занимается? (ответы детей). Кого мы можем выбрать на эту роль? (воспитателя). А я справлюсь? Почему?
Развитие сюжета
Командир: Давайте готовиться к полёту. Всем разойтись по местам.
Игровые действия
конструкторское бюро самостоятельно устанавливают в ракете аппаратуру в отсеках;
у радиста – рация, наушники;
у капитана – пульт управления, руль, рация;
у штурмана – компас, пульт, телескоп, рация;
у бортинженера – компьютер, рация.
Космонавты должны быть здоровыми и проверить своё здоровье в «Центре здоровья» у опытных врачей специалистов.
Врач проверяет готовность космонавтов (пульс, зрение, температуру, слушает фанендоскопом);
б/ похлопай в ладоши, как я
в/ проверка на невесомость: пройти по верёвочке – врач вручает медальки «К полёту готов».
Командир приглашает всех в столовую.
Повара - накрыли на стол.
- Мы вас пропустим в столовую, если сможете угадать, из каких продуктов приготовлена наша еда:
загадки (морковь, огурец, картошка, лимон, банан и др.)
Повара пропускают всех в столовую, угощают (ролевая речь социально-нравственной направленности).
Командир: Слушай мою команду. Всем собраться у ракеты. Я сейчас Вас познакомлю с отсеками корабля (сообщает, кто и где разместится). Занять свои места.
Командир: Экипажу занять места в ракете. Объявляю, трёхминутную готовность!
Штурман: Есть трёхминутная готовность!
Командир: Экипаж к полёту в Космос готов?
Экипаж: Готовы.
Командир: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск
Штурман: Есть пуск! Запускаю двигатель!
Командир: Поехали. Возьмитесь за руки, сейчас начнутся большие перегрузки, входим в плотные слои атмосферы, отошла первая ступень ракеты.
Штурман: Скорость 3 метра в секунду.
Командир: Отошла вторая ступень ракеты.
Штурман: Скорость 6 метров в секунду.
Командир: Отошла третья ступень ракеты.
Штурман: Скорость 8 метров в секунду – это космическая скорость.
Командир: Мы в космосе, отстегните ремни.
Фотограф: Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.
Игровые действия в полёте
Бортинженер – проверить исправность компьютера, следить за техникой;
конструкторы – собрать прибор обнаружения живых существ;
штурман – следить за курсом ракеты по карте;
врач – проверяет здоровье экипажа.
Штурман: Командир, впереди по курсу «Цветочная» планета.
Командир: Радист, запросите планету. Не случилось ли на ней чего-нибудь?
Радист: На планете всё в порядке. Нам пожелали счастливого пути!
Экипаж: Счастливого пути!
Штурман: Командир, вижу «Огненную планету»
Командир: Радист, узнайте всё ли у них в порядке?
Радист: На планете «Огненная» всё спокойно. Они говорят нам: «До свидания!»
Экипаж: До свидания!
Повар: Командир, обед готов. Пора подкрепиться.
Командир: Слушай мою команду. Переходим на автоматический режим управления. Прошу всех в столовую.
Повара предлагают еду в космической упаковке (ролевой диалог предполагает узнавание содержания упаковки + социально-нравственная направленность).
Командир: Наш полёт продолжается – всем занять свои места.
Штурман: Командир, впереди планета «Тайн.
Командир: Будьте внимательны. Радист, узнайте всё ли в порядке на планете?
Радист: На планете «Тайн» происшествий нет. Нам желают доброго пути!
Экипаж: Счастливо!
Звучит музыка (приближение к музыкальной планете).
Радист: Слышу позывные с музыкальной планеты. Там беда!
Штурман: Приближаемся к «Музыкальной планете».
Командир: Внимание! Пристегните ремни. Мы приближаемся к «Музыкальной планете». Входим в зону метеоритов. Склоните голову к коленям. Включаю торможение.
Отстегните ремни. Мы приземлились на планету.
Приготовиться к высадке. Всем проверить баллоны. Готовы?»
Экипаж: «Да».
Командир: Спасателям взять приборы обнаружения живых существ.
Все идем друг за другом. Нас могут ждать разные опасности. Пристегнитесь друг к другу. Вперёд!
Спасатели: Видим какой-то странный объект.
Командир: Всем остановиться. Близко не подходить.
ЗВУЧИТ МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ (робот – эколог)
«Земляне! Я приветствую Вас на нашей музыкальной планете. У нас случилась беда. Пролетела комета, прошёл метеоритный дождь и уничтожил всё живое. Остался один я – Робот-эколог – устаревшая конструкция. Помогите. Спасите планету. Я знаю, на вашей планете растут удивительные деревья - вековые дубы. Они долгожители, очищают воздух, дают пищу животным. Посадите эти деревья на нашей планете. Спасите планету! Спасибо, спасибо, спасибо».
Командир: Надо помочь планете, но как? Что делать?
Эколог: У меня есть фасоль. Я захватила их с земли.
Командир: Но как мы их посадим, ведь на планете нет ничего, всё погибло?
Экипаж: Можно поискать землю и воду.
Командир: Приказываю разойтись в разные стороны. Половина экипажа со мной, другие – со штурманом, связь держать по рации.
Штурман: Командир, мы нашли воду.
Командир: А мы нашли землю. Идите к нам, мы от Вас недалеко.
Врач, проверьте воду и землю с экологом. Есть ли загрязнение?
Обследование
а/ температура – норма
б/ вода и земля без запаха
в/ внешний вид не изменён
Врач: Земля и вода, они пригодны для посадки.
Посадка фасоли. Установка флажка с обозначением посадки и флаг России.
Командир: Пора возвращаться на Землю, У нас заканчивается топливо. (Прощаемся с роботом, обещаем прилететь и наблюдать за ростом фасоли). Все за мной к ракете. Занять свои места. Пристегните ремни. К взлёту экипаж готов?
Экипаж: Готовы.
Бортинженер: Запускаю двигатель.
Штурман: Смотрите, как много звёзд.
Эколог: А я вижу созвездие Большой медведицы.
(дети перечисляют созвездия, которые увидели на небе). Ребята, грустно улетать от такой красоты. Давайте же споём нашу любимую космическую песню.
Экипаж: Привет, земляне!
Командир: Нас все уже заждались. Разрешаю снять баллоны и покинуть космический корабль. Завтра утром всех жду на работу. Мы отдохнём, встретимся с журналистами, рассмотрим фотографии звёздного путешествия. До свидания. До новых встреч!
- Ребята, необычное у нас было путешествие? Быстрая была ракета? Скажите, как справился Никита с ролью командира отряда? Да, он был внимательным, вежливым, выполнял все правила. А члены экипажа справились со всеми заданиями? Молодцы!