Елена Бритвина
Сюжетно-ролевая игра «Семья» как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что дети дошкольного возраста много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Играя, ребенок овладевает определенными качествами личности: он становится активным и любознательным, эмоционально отзывчивым, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учится управлять своим поведением и планировать свои действия. В игре дети отображают свои представления об окружающем.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Семья“ как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от формирования интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок, словом обозначает, свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Для детей с ОНР, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений.
Хорошим помощником в развитии фразовой речи становится сюжетно-ролевая игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она организуется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», это тот инструмент, с помощью которого можно эффективно работать над развитием фразовой речи дошкольников с ОНР. Так как это наиболее знакомый детям сюжет.
Как известно, дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи отличается как количественной, так и качественной стороной. Наиболее существенные отличия данной игры детей с ОНР связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, нередко недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослых при использовании действий с предметами-заместителями и при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.
Чтобы дети с общим недоразвитием речи смогли самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, необходимо специально организованное поэтапное обучение
1-й этап — подготовительная работа к организации сюжетно-ролевой игры
В ходе изучения лексической темы «Семья» в течении всей недели мы:
- беседовали на темы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Как проходит выходной в семье?», «Как я маме, папе помогаю»,
- наблюдали за работой мамы, папы дома
- рассматривали семейные фотографии, сюжетные картинки
- учились рассказывать о своей семье (маме, папе, бабушке, дедушке, брате, сестре)
- слушали рассказы воспитателей о семье
- играли в д/ игры и выполняли упражнения: «Кто старше?»; «Назови своё имя, имя родителей»; «Домашний адрес»; «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу»; «Угадай профессию»
- читали художественную литературу: Я. Ким «Моя родня», С. Махотин «Воскресенье», Я. Ким «Кто кому кто?», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал», А. Шибаев «Дед и внук», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Сухомлинский «Старый дед и внучек»
- обыгрывали отдельные сюжеты с речевым сопровождением
2-й этап — непосредственно сама сюжетно-ролевая игра «Семья».
Учитывая специфику группы, на наш взгляд, целесообразно использовать метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие речи у детей.
В процессе С. Р. игры «Семья» воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о помощи или сообщить ему что-то из личного опыта. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с различными вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре»Семья» развивается речевая активность детей.
Педагог должен стремиться стать настоящим партнером ребенка в игре, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.
Проходя через этапы подготовки к игре и играя, дети учились брать на себя определенную роль и исполнять ее в игровой обстановке, правильно называть всех членов семьи, вести диалог в игровой ситуации в соответствии с ролью.
Научились понимать и показывать с помощью мимики эмоциональное состояние – «радость», «огорчение».
У дошкольников пополнился пассивный словарный запас, формируется фразовая речь, развиваются коммуникативные функции речи,
Я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, дает возможность для развития у детей, имеющих речевые нарушения таких сложных умений, как:
– внимательно слушать и понимать мысль, выраженную собеседником;
– формулировать в ответ собственное суждение;
– правильно выражать его средствами языка;
– поддерживать определенный эмоциональный тон;
– слушать свою речь
Таким образом, сюжетно-ролевая игра считается высшей формой развития детской игры, а для детей с общим недоразвитием речи она сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом, формированию лексической стороны речи.
Практическое применение сюжетно-ролевых игр способствует увеличению объема словаря, навыков словоизменения и словообразования у детей дошкольного возраста, развитию фразовой речи.