Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра «Семья» как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР

Елена Бритвина
Сюжетно-ролевая игра «Семья» как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Общеизвестно, что дети дошкольного возраста много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Играя, ребенок овладевает определенными качествами личности: он становится активным и любознательным, эмоционально отзывчивым, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учится управлять своим поведением и планировать свои действия. В игре дети отображают свои представления об окружающем.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Семья“ как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Игра ребенка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от формирования интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок, словом обозначает, свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Для детей с ОНР, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений.

Хорошим помощником в развитии фразовой речи становится сюжетно-ролевая игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она организуется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», это тот инструмент, с помощью которого можно эффективно работать над развитием фразовой речи дошкольников с ОНР. Так как это наиболее знакомый детям сюжет.

Как известно, дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи отличается как количественной, так и качественной стороной. Наиболее существенные отличия данной игры детей с ОНР связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, нередко недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослых при использовании действий с предметами-заместителями и при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.

Чтобы дети с общим недоразвитием речи смогли самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, необходимо специально организованное поэтапное обучение

1-й этап — подготовительная работа к организации сюжетно-ролевой игры

В ходе изучения лексической темы «Семья» в течении всей недели мы:

- беседовали на темы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Как проходит выходной в семье, «Как я маме, папе помогаю»,

- наблюдали за работой мамы, папы дома

- рассматривали семейные фотографии, сюжетные картинки

- учились рассказывать о своей семье (маме, папе, бабушке, дедушке, брате, сестре)

- слушали рассказы воспитателей о семье

- играли в д/ игры и выполняли упражнения: «Кто старше?»; «Назови своё имя, имя родителей»; «Домашний адрес»; «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу»; «Угадай профессию»

- читали художественную литературу: Я. Ким «Моя родня», С. Махотин «Воскресенье», Я. Ким «Кто кому кто?», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал», А. Шибаев «Дед и внук», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Сухомлинский «Старый дед и внучек»

- обыгрывали отдельные сюжеты с речевым сопровождением

2-й этап — непосредственно сама сюжетно-ролевая игра «Семья».

Учитывая специфику группы, на наш взгляд, целесообразно использовать метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие речи у детей.

В процессе С. Р. игры «Семья» воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о помощи или сообщить ему что-то из личного опыта. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с различными вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре»Семья» развивается речевая активность детей.

Педагог должен стремиться стать настоящим партнером ребенка в игре, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.

Проходя через этапы подготовки к игре и играя, дети учились брать на себя определенную роль и исполнять ее в игровой обстановке, правильно называть всех членов семьи, вести диалог в игровой ситуации в соответствии с ролью.

Научились понимать и показывать с помощью мимики эмоциональное состояние – «радость», «огорчение».

У дошкольников пополнился пассивный словарный запас, формируется фразовая речь, развиваются коммуникативные функции речи,

Я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, дает возможность для развития у детей, имеющих речевые нарушения таких сложных умений, как:

– внимательно слушать и понимать мысль, выраженную собеседником;

– формулировать в ответ собственное суждение;

– правильно выражать его средствами языка;

– поддерживать определенный эмоциональный тон;

– слушать свою речь

Таким образом, сюжетно-ролевая игра считается высшей формой развития детской игры, а для детей с общим недоразвитием речи она сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом, формированию лексической стороны речи.

Практическое применение сюжетно-ролевых игр способствует увеличению объема словаря, навыков словоизменения и словообразования у детей дошкольного возраста, развитию фразовой речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Сюжетно-ролевая игра «Казачья семья»Сюжетно-ролевая игра «Казачья семья» Конспект сюжетно – ролевой игры «Казачья семья» в средней группе. Приготовили и провели воспитатели: Лавренко И. В. и Магура Т. А. Цель:.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» в средней группе Художественная литература: А. Шибаев «Какая одежда?» А. Барто «Дома» А. Барто «У Танюши много дел» С. Маршак «Усатый-полосатый» С. Капутинян.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» во второй младшей группе Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для ребенка 3-4 лет. Это возраст, когда ребенка следует знакомить с различными профессиями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра «Семья» как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 08:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра «Семья» как одно из эффективных средств развития фразовой речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бритвина (УИ 1642043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД