Лучший педагог года

Театрализованная деятельность как один из факторов нравственного воспитания дошкольников

Людмила Горячева
Театрализованная деятельность как один из факторов нравственного воспитания дошкольников

1. Актуальность

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

Одной из важнейших задач современного общества является возрождение культурных и духовно-нравственных ценностей. А так как дошкольное образование является первой ступенью в системе образования, поэтому именно оно берет на себя задачу в воспитании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Публикация «Театрализованная деятельность как один из факторов нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Первые представления о человеческих взаимоотношениях ребенок получает, наблюдая за поведением окружающих его взрослых. Взаимоотношения с другими людьми и сверстниками ребенок выстраивает именно по образцу, продемонстрированному взрослыми. Поэтому, чем более гуманно и справедливо ведут себя взрослые по отношению к детям, тем больше вероятности, что ребенок будет расти духовно и нравственно развитым.

Один из наиболее эффективных методов, направленный на развитие духовно-нравственного воспитания – это театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность способствует эмоционально-чувственному «наполнению» отдельных духовных и нравственных понятий и помогает воспринять их не только посредством ума, но и сердца, пропуская их через свою душу и делая правильный моральный выбор.

«Волшебный край!»- так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Но чем же заслужил театр такую любовь к себе?

А тем, что при каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого (Белинский В. Г., Каменская М. Ф., Бруни Т. Г.).

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует духовно- нравственному и творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа.

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Выдающийся педагог Р. С. Буре так говорил о значении театрализации : «… А исполнение роли ребёнком становится средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям, проявлению честности, настойчивости и прочее…»

К театру детей дошкольного возраста мы приобщаем через чтение и показ инсценировок по мотивам различных художественных произведений, в большинстве своем это сказки, поскольку сказки вызывают живой интерес ребенка любого возраста и они доступны детскому восприятию. Дружбе учат сказки, «Зимовье зверей», «Теремок» «Жихарка», дружелюбие и трудолюбие развивает сказка «Репка», «Морозко», «Золушка», быть осторожным и вежливым учит сказка «Маша и медведь», «Три медведя», послушанию и уважению к старшим учит сказка «Гуси Лебеди». Сказки высмеивают такие черты характера как хвастовство «Заяц-хваста», «Лиса и дрозд», трусость – «У страха глаза велики», хитрость – «Лиса и волк» и т. д. Сказочный жанр – это самая благодатная почва для «взращивания» представлений о зле и добре, что помогает детям выработать определенное нравственное отношение к жизни.

Что бы реализовывать задачи по духовно-нравственному воспитанию посредством театральной деятельности, нужно основываться на принципах систематичности и поэтапности.

Первый этап – это преодоление отчужденности и защитных барьеров между детьми. Здесь используются игры, которые способствуют налаживанию теплых взаимоотношений друг с другом, игры где необходимо использовать ласковые приятные слова в отношении друг друга («Подарки», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов»). Пониманию другого ребенка, его телефон», «Море волнуется раз».

Второй этап - направлен на то, чтобы научить детей осмысливать те или иные нравственные понятия и обогатить социальный опыт ребенка. Для этой цели проводятся беседы по прочитанным произведениям, обсуждаются с детьми игровые ситуаций и реальные поступки, способствуя тем самым формированию представлений о нормах и правилах поведения, формированию нравственных понятий : доброта, чуткость, смелость, честность, лживость, трудолюбие, лень, жадность и щедрость.

Третий этап – это подготовка к инсценировке сказки. Инсценируются хорошо знакомые детям сказки, на добровольной основе распределяются роли среди детей. Однако не могут быть сказки и без отрицательных героев, хотя дети не всегда соглашаются на эти роли. Тем не менее, проведя предварительный анализ характеров сказочных героев, дети приходят к пониманию и значимости в сказке этих героев, они учатся не принимать характер героя на себя, а воспринимать его только как способ показать те или иные черты характера и поступки.

Подготовка к спектаклю очень важный этап, на котором в ходе бесед происходит обсуждение героев, кто и чем понравился, дети анализируют почему именно так поступил герой и кто хотел бы его сыграть. Далее идут пробы на роль. Дети пробуют изображать героев, и в конечном результате происходит распределение ролей.

При разработке сценария нужно спланировать, чтобы как можно больше детей было задействовано в постановке.

Родители так же могут привлекаются к участию в театрализованной деятельности, в качестве помощников по изготовлению костюмов и декораций. Это крайне важный момент, поскольку совместная деятельность объединяет и позволяет наладить контакт.

Так же при подготовке к театрализованной деятельности используются дидактические игры, чтобы уточнить, дополнить и закрепить представления о правилах поведения и нравственных нормах («Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Кто из какой сказки»). Когда дети анализируют поступки героев, они находят подтверждение тому, что всегда надо делать добрые дела и что добро сильнее чем зло и всегда побеждает.

Отсюда можно сделать вывод, что театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, в процессе которого ребенок входит в образ, и играя различные роли он подражает тому, что увидел и что ему интересно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение

Таким образом, подготовка к театрализованной деятельности и непосредственно сама театрализованная деятельность – это прекрасное и эффективное средство, направленное на то, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников, развить способность сочувствовать и сопереживать персонажам, усвоить литературный текст, накопить знания об окружающей действительности, познакомиться с природным и социальным миром.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность старших дошкольников «Царица Природа в гостях у ребят»Театрализованная деятельность старших дошкольников «Царица Природа в гостях у ребят» Роль экологического воспитания дошкольников трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые годы своей жизни,.

Фотоотчет «Волшебный мир театра». Театрализованная деятельность дошкольниковФотоотчет «Волшебный мир театра». Театрализованная деятельность дошкольников «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Театрализованная деятельность дошкольников. ФотоотчетТеатрализованная деятельность дошкольников. Фотоотчет Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая.

Театрализованная деятельность младших дошкольниковТеатрализованная деятельность младших дошкольников Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети непосредственно знакомятся.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как один из факторов нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 22:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД