Елена Плуталова
Технологии проектной и познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проектной деятельности
2 слайд
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие коммуникативных навыков.
3 слайд
Публикация «Технологии проектной и познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Что же такое проект? Проект – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой – то проблемы.
4 слайд
Что же такое проект для самого ребенка :
- раскрытие творческого потенциала;
- умение работать в группе;
- умение направлять деятельность на решение интересной проблемы.
Метод проекта помогает выйти на взаимодействие с родителями. В этой деятельности появляются ценные отношения: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы. Проекты всегда должны быть близки и понятны детям.
5 слайд
Существую основные этапы разработки проектов :
1. Выбор темы проекта (формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация).
2. Разработка проекта : план деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть (воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта)
4. Подведение итогов
6 слайд
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :
- исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации);
- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные задачи);
- информационно-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее);
- творческие (оформление результата в виде рисунков).
7 слайд
Проекты классифицируют по разным признакам:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
8 слайд
Учитывая возрастные особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и индивидуальные проекты.
9 слайд
Дети, участвующие в проектной деятельности :
- Проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
10 слайд
Исследовательская деятельность – это творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется активный поиск доступных методов исследования.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с воспитателем);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);
В старшем дошкольном возрасте – это
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
11 слайд
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате.
12 слайд
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.