МААМ-картинки

Технология приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе народных сказок

Пельменёва Альбина
Технология приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе народных сказок

Альбина Валентиновна Пельменёва, воспитатель МБДОУ Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск»

Технология приобщения детей дошкольного возраста

к культуре своего народа на основе народных сказок.

Одним из основных направлений образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС дошкольного образования является патриотическое воспитание. К содержательному компоненту патриотического воспитания относятся представления ребенка о культуре народа, традициях, истории, природе родного края.

Публикация «Технология приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе народных сказок» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, так как в дальнейшем это поможет с пониманием и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Взяв за основу технологию приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию на основе народных сказок, разработанную к. п. н. О. И. Михайловой, мы проводим целенаправленную и системную работу. В своей работе обращаем большое внимание на смысловую нагрузку сказки, на эмоциональную отзывчивость детей, используем разнообразные формы и приёмы работы.

Цель работы: приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию предков на основе народных сказок.

Технология реализуется :

- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки;

- при интеграции различных видов деятельности: игровой, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной;

- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учётом этнокультурных особенностей детей.

Этапы работы со сказкой.

I этап - ориентировочный. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках. При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которые показывает картину мира данного народа.

II этап – предварительный. На данном этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки можно перед сном в сопровождении некой таинственности и волшебства, так как в данном случае дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.

III этап – основной. Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные). Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке.

Таким образом, одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1,5-2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание и прослушивание сказки.

IV этап - заключительный. На этом этапе нужно организовать самостоятельное общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребёнок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно - речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссёры ставят сказку, работают над декорацией.

Особенностью данной технологии является сочетание при ознакомлении со сказками различных форм и приёмов работы. При представлении сказки используются различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети рисуют сказку, делают аппликации.

Для изготовления кукол-персонажей сказок можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпочные, вязаные, мягкие игрушки и т. д) и по разному преподнести их образ. Благодаря этому ребёнку не преподносится образ-эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Использование данной технологии даёт детям дошкольного возраста без труда запомнить текст, смысл сказки, стать участником действий сказки. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребёнка по смысловой нагрузке сказки.

Предложенная технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому).

Таких образом, приобщение дошкольника к культуре своего народа на основе народных сказок соответствует особенностям личностно-ориентированной модели воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребёнок проживают сказку, передавая своё собственное отношение к миру через сказочные образы и персонажи.

Сформированная этнокультурная компетентность детей является основой, фундаментом общения ребенка с другой культурой.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Программа профессионального самообразования на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством.

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.

Использование русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста Величайшее богатство русского народа - фольклор, неотъемлемой частью которого являются русские народные сказки. Наряду с другими формами.

Использование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народаИспользование светового стола с целью приобщения детей дошкольного возраста к культурным традициям русского народа Здравствуйте, уважаемые коллеги. В конце лета, я участвовала в педагогической Августовской конференции. Хочу поделиться с вами опытом работы.

Особенности приобщения детей дошкольного возраста к русской литературе и культуре Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья» Федорцовой.

Посещение краеведческого музея. Приобщение к истории и культуре своего народаПосещение краеведческого музея. Приобщение к истории и культуре своего народа Посещение краеведческого музея! Музей — место, где встречаются настоящее и прошлое. У народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Тема доклада: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа» Авторы: Павлова Матрена Софроновна, Матросова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе народных сказок
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 13:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД