Приложение МААМ

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква мягкий знак»

Марина Хачатрян
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Буква мягкий знак

Цель: Познакомить с буквой «Ь». Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме. Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в конце слов.

Задачи:

Публикация «Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Буква мягкий знак“» размещена в разделах

- Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем.

- Формировать навыки звуко - буквенного и слогового анализа.

- Развивать навыки преобразования слов.

- Закреплять понятия "звук - буква".

- Совершенствовать навыки чтения и письма.

- Развивать познавательные процессы.

Оборудование: магнитная доска, касса магнитных букв, схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, «светофорики» - синий, зеленый квадратики на палочке, листочки с заданием, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент

садится тот, кто назовет слово со звуком [Л’]

2. Повторение пройденного материала:

- Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают речевые и неречевые, гласные и согласные.)

- Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда). Повторение гласных звуков.

- Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими). Повторение твердых согласных звуков.

- Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

- Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими? Повторение только мягких, твердых звуков.

- Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» - прослушать и повторить по памяти слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

- Кто может повторить несколько слов подряд, назвав последний звук в слове?

- Как звучал последний согласный во всех этих словах? (Мягко)

3. Знакомство с новым материалом.

Логопед предлагает детям послушать сказку про букву «Ь».

Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. ( Чтение детьми слогов с гласными: ЛЯ, МЫ, НО, БА).

Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

- Что это за буква? – смеялись они.

Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

- Как она называется? (дети называют букву).

Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

- Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:

- Деревце колючее, зелёное, пахучее. Прилетела к нам метель,

Стала белой наша. (ель)

Стали буквы составлять слово ЕЛЬ. А получается только – ЕЛ.

- Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Л в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Л.

- Что получилось? – ЕЛИ.

- Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

Позвали букву «Ь», он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

- Что получилось? (ЕЛЬ)

Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно составить отгадки (из букв отгадок к загадкам выстроили хоровод) :

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Спит или купается, всё не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

Закрепление. Игра «Преобразование слов» : день — пень — лень— тень. (Объяснить значение слов)

4. Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка.

Повторить на слух за логопедом:

Аль-оль-уль-иль ;ать-оть-уть-ить; авь-овь-увь-ивь;

ась-ось-усь-ись; арь-орь-урь-ирь; ань-онь-унь-инь

Прочитать с разной интонацией.

Ять-ять-ять – мы пошли гулять.

Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь.

Ень-ень-ень – в саду растёт сирень.

5. Дидактическая игра «Светофор».

Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий : стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

6. Физминутка. Координация речи с движением.

«Дом»

Мы хотим построить дом, Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял. Соединить пальцы и приставить «ушки» к голове.

Солнце было, Поднять кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл, «Стряхивающие» движения

И тюльпан в саду расцвел. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки развести.

7. Закрепление нового материала.

Звуковой анализ слова угол.

Произносим слово, делим на слоги, находим ударный.

- Назовите 1й слог, какой это звук гласный или согласный? Какой звук 2, 3?

- Сколько всего звуков в слове? Сколько букв?

- Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (Меняем синий квадратик на зелёный).

- Как теперь звучит слово? Произнесите его!

- УГОЛЬ.

- Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

- Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

Посчитаем звуки и буквы в слове УГОЛЬ.

Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

8. Самостоятельная работа

Выполни задание.

Вставить нужную букву. Учитель – логопед читает стихотворение.

Дополнительное задание: обведи только «Ь»

Итог занятия.

С какой новой буквой познакомились?

Чем отличается новая буква от уже знакомых?

Зачем нужна в словах буква «Ь»?

Когда нам на помощь при письме приходит эта буква?

Назовите слова с мягким звуком.

Приложение 1

Повтори как можно больше слов: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

Деревце колючее, зелёное, пахучее. Прилетела к нам метель, стала белой наша (ЕЛЬ)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Спит или купается, всё не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

Слова для «светофориков» : стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

Игра «Преобразование слов» : день — пень — лень— тень.

Приложение 2

1. Повторение пройденного материала: по ленте букв – звуков.

2. Запоминание и определение последнего звука в словах.

3. Сказка про «Ь». ЛЯ, МЫ, НО, БА; ЕЛ - ЕЛЬ

4. Загадки с отгадками в хороводе. ЛОСЬ, ГУСЬ.

5. Игра «Преобразование слов».

6. Речевая зарядка. СТОЯ

7. Д/И «Светофорчики»

8. Физминутка.

9. Закрепление нового. УГОЛ – УГОЛЬ

10. Печатание «Ь»

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак» Цель: Закрепить знания детей о мягком знаке Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква мягкий знак»
Опубликовано: 17 мая 2020 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Буква мягкий знак»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хачатрян (УИ 643309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД