МААМ-картинки

Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте

ЕЛЕНА Конева
Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте

Тема нашего исследования: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В различных психологических теориях и концепциях (психоанатическая теория, гуманистическая психология, теория деятельности, концепция формирования личности Л. И.  Божович) мотивационная сфера считается ядром личности.

Публикация «Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте» размещена в разделах

На каждом возрастном этапе онтогенетического развития человек приобретает качества и свойства личности, которые создают основу для появления в дальнейшем образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в развитии мотивационной сферы личности.

Развитие мотивационной сферы личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов, находит свое продолжение в младшем школьном возрасте. Поступление ребенка в школу создает новые условия для личностного роста человека. В младшем школьном возрасте ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в этот период складываются многие личностные качества. В этом возрасте происходит развитие мотивации учебной деятельности, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.

Несмотря на достаточное количество исследований мотивации поведения и деятельности личности (Е. П. Ильин, В. Г.  Леонтьев, А. К. Маркова, В. Д.  Шадриков и др., вопрос о психологической природе данного феномена до сих пор остается одним из дискуссионных. Мотивационная сфера личности выступала предметом как отечественной психологии (П. П.  Блонский, Л. И.  Божович, B.C. Мерлин и др., так и зарубежной психологии (К. Левин, У. Макдауголл, Д.  Макклелланд, А. Маслоу и др.).

Важным является вопрос о становлении мотивации в онтогенезе. В дошкольном возрасте начинает формироваться иерархически организованная мотивационная система. В последующие возрастные периоды она развивается и перестраивается. В связи с этим актуальной задачей оказывается исследование возрастных закономерностей развития мотивационной сферы младших школьников.

Специфика мотивационной сферы младших школьников нашла отражение в работах Л. И.  Божович и ее сотрудников, М. В.  Матюхиной и др.

В младшем школьном возрасте — периоде, социальной ситуацией развития в котором является ситуация обучения - наиболее интенсивно развиваются учебные мотивы. Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей, обучающихся в начальных классах.

В современном состоянии вопроса сложились некоторые противоречия между теоретической разработанностью проблемы развития мотивации у младших школьников и применением коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивации на практике.

Проблема исследования: при каких условиях развитие мотивации в младшем школьном возрасте будет эффективным?

Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий развития мотивации в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: мотивационная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы проблемы развития мотивации в младшем школьном возрасте.

2. Определить уровень развития мотивационной сферы у младших школьников.

3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие мотивации у младших школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенных коррекционно-развивающих занятий.

Гипотеза исследования: уровень развития мотивации в младшем школьном возрасте повысится, если с детьми проводить коррекционные занятия, направленные на формирование позитивного отношения к школьной жизни и развитие мотивации достижения.

Теоретическая основа исследования: положения о мотивации как высшей форме регуляции деятельности (Л. И. Божович, Е. П.  Ильин, Л. С.  Славина, Х.  Хеккхаузен и др.); исследования по изучению мотивов учения младших школьников (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин).

Экспериментальное исследование развития мотивации в младшем школьном возрасте проводилось на базе МОУ Байчуровская СОШ. В исследовании приняло участие 20 учащихся в возрасте 8-9 лет.

Экспериментальное исследование развития мотивации в младшем школьном возрасте включало три этапа : констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе проводилась первичная диагностика развития мотивации в младшем школьном возрасте.

Для исследования уровня развития мотивации учения младших школьников, нами были подобраны следующие методики:

методика столкновения мотивов Л. К.  Максимова, М. В.  Матюхиной и Т. А.  Саблиной;

анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой;

методика изучения мотивации обучения школьников М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой.

Методика столкновения мотивов Л. К. Максимова, М. В. Матюхиной, Т. Ф. Ивановой и Т. А. Саблиной использовалась для оценки уровня мотивации достижения в учебной деятельности. В учебной деятельности были созданы 7 ситуаций столкновения мотивов.

У одного школьника (5 %) низкий уровень мотивации достижения в учебной деятельности. У него мотив достижения в учебной деятельности проявился лишь в первой одной из 7 предложенных ситуаций

У 2 школьников, что составляет 10 % от общей выборки, мотивы достижения в учебной деятельности проявились в двух ситуациях, что соответствует уровню мотивации достижения в учебной деятельности ниже среднего.

Средний уровень мотивации достижения показали 50 % школьников, У них мотивы достижения проявились в трех-четырех ситуациях,.

У 20 % младших школьников мотивы достижения в учебной деятельности проявились в пяти ситуациях. Это соответствует уровню мотивации достижения в учебной деятельности выше среднего.

Высокий уровень мотивации достижения в учебной деятельности показали 15 % младших школьников. У них мотивы достижения проявились в шести ситуациях.

Для исследования уровня развития учебной мотивации учащихся проводилась анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

20 % учащихся имеют низкий уровень школьной мотивации. Эти школьники часто отвлекались при заполнении анкеты. Они неохотно посещают школу. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.

50 % младших школьников имеют средний уровень школьной мотивации. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени.

У 20 % школьников уровень школьной мотивации выше среднего. Эти школьники в целом успешно справляются с учебной деятельностью.

Высокий уровень школьной мотивации выявлен у 10 % учащихся. Они очень ответственно отнеслись к предложенной анкете: внимательно читали вопросы и аккуратно ее заполняли. Эти школьники также стремятся выполнять все предъявляемые учителем требования на уроках.

Аналогичные результаты были получении по методике изучения мотивации обучения школьников М. И.  Лукьяновой и Н. В. Калининой.

Обобщение результатов диагностики развития мотивации в младшем школьном возрасте на констатирующем этапе позволяет сделать следующие выводы. Только 15 % школьников имеют высокий уровень развития мотивации. У них высокие уровни развития мотивации достижения успеха в учебной деятельности и школьной мотивации.

Уровень развития мотивации выше среднего имеют 15 % младших школьника

Средний уровень развития мотивации отмечен у 50% учащихся. Эти школьники достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками.

Уровень развития мотивации ниже среднего отмечен у 10 % школьников

Низкий уровень развития мотивации имеют 10 % учащихся. Они посещают школу неохотно, часто пропускают занятия. На уроках они занимаются посторонними делами, играми. Эти школьники испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Цель формирующего этапа эксперимента состояла в повышении уровня развития мотивации младших школьников. На основании имеющегося практического запроса была составлена коррекционно-развивающая программа, нацеленная на развитие мотивации у младших школьников.

В процессе коррекционной работы решались следующие задачи:

развитие мотивации достижения (целеустремленность, настойчивость, упорство, самоконтроль, произвольность);

нормализация психоэмоционального состояния (снижение тревожности, напряженности, коррекция страхов);

формирование позитивного отношения к школьной жизни.

Основной формой работы являлась групповая. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительность одного занятия составляла 35-40 минут.

В качестве методов коррекции применялись подвижные и сюжетно-ролевые игры; беседа; методы арт-терапии; элементы сказкотерапии; релаксационные упражнения.

В конце занятия мы проводили рефлексию. Школьникам было предложено продолжить фразы: «Сегодня на занятиях я чувствовал.» или «У меня есть. (предложение, вопрос)».

С целью преодоления трудностей, связанных с ситуацией неуспеха в деятельности, и снятия эмоционального напряжения мы использовали арт-терапевтическую технику «Рисование истории».

Детям предлагалось нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем со школьниками проводилось обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носил проблемный характер, ему предлагалось нарисовать рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».

В ролевых играх дети активно брали на себя различные роли, изображали различные школьные и житейские ситуации. Так, например, были разыграны сценки борьбы мотивов во время уборки квартиры или выполнения домашнего задания и др. Дети анализировали конкретные примеры из своей повседневной жизни, а также из жизни других людей и некоторых сказочных персонажей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения, учились тому, как рассуждает, говорит и действует высокомотивированный человек.

Игровые приемы способствовали выработке у детей правильного отношения к неудачам в учебе, ошибкам, развитию способности осознавать свои эмоциональные переживания, которые у них вызывает школа, выражать свои чувства по отношению к учителю.

Учитывая тот факт, что формирование мотивационной сферы личности - длительный процесс, требующий совместных усилий всех окружающих ребенка взрослых, были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами был проведен цикл коррекционных занятий, направленных на развитие мотивации достижения, формирование позитивного отношения к школьной жизни.

Для оценки эффективности формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный этап эксперимента. Для этого мы провели обследование детей по тем же психодиагностическим методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Сравнительный анализ результатов исследования, проведенный на констатирующем и контрольном этапах показал следующую динамику в уровне мотивации младших школьников. На контрольном этапе эксперимента увеличилось число школьников с высоким уровнем развития мотивации с 15 % до 30 % и с уровнем выше среднего с 15 % до 20 %. Уменьшилось число школьников со средним уровнем развития мотивации с 50% до 45 % и с низким уровнем с 10 % до 0. Количество школьников с уровнем мотивации ниже среднего на контрольном этапе составило 5 %, что на 5 % меньше, чем было на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что реализованная нами на формирующем этапе эксперимента система занятий способствовала развитию мотивации у детей младшего школьного возраста.

Получила подтверждение гипотеза исследования: уровень развития мотивации в младшем школьном возрасте повысится, если с детьми проводить занятия, направленные на формирование позитивного отношения к школьной жизни и развитие мотивации достижения успеха в учебной деятельности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования получила подтверждение.

Разработанная и апробированная система коррекционных занятий может оказать практическую помощь педагогу-психологу в организации работы по формированию мотивационной сферы у младших школьников.

Публикации по теме:

Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго,.

Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) Работа в консультационном пункте (консультация для родителей детей 1,5 -2 лет) «Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте.

Календарный план взаимодействия с семьями воспитанников в младшем дошкольном возрасте Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 194 ___ М. Г. Цветкова «___» августа 2016г. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Основная.

НОД в младшем возрасте. Заучивание потешки «Расти коса до пояса» НОД в младшем возрасте. Заучивание потешки «Расти коса до пояса» Воспитатель: Лысенко Елена Ивановна Цель занятия: помочь детям запомнить.

Организация и проведение дидактических игр в младшем дошкольном возрасте «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте.Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт.

Уголок книги в младшем возрастеУголок книги в младшем возрасте Паспорт уголка книги Перечень оборудования/ количество: Стеллаж напольный – 1 шт. Полка напольная – 1 шт. Стол детский квадратный – 1 шт.

Выступление на педагогическом совете на тему «Особенности проведения утренней и корригирующей гимнастики в младшем возрасте» Методика проведения утренней и корригирующей гимнастики в младшем возрасте. Слайд 2 Гимнастика для детей играет важную роль в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 23:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД