Папки-передвижки

Проект «Опыт применения лэпбуков «Играем со звуками» для детей дошкольного возраста

Печникова Наталья
Проект «Опыт применения лэпбуков «Играем со звуками» для детей дошкольного возраста

Тема: Опыт применения лэпбуков «Играем со звуками» для детей дошкольного возраста.

Сведения об авторе: Печникова Н. С. учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида№6" г. Иванова

Участники проекта : дети дошкольного возраста, педагоги.

Продолжительность проекта : долгосрочный: начало - сентябрь 2016г., окончание - май 2017г.

Публикация «Проект „Опыт применения лэпбуков „Играем со звуками“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Условия возникновения опыта. Опыт работы над темой сложился постепенно. На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ДО, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий. Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить.

Лэпбук (lapbook-книга на коленях, или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Работа с лэпбуком поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал. Лэпбук – большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и воспитанника, которое позволяет активизировать у детей интерес к занятиям и помогает лучше понять и запомнить материал.

Актуальность. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением. Правильная речь, чистое звукопроизношение - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Сложившаяся ситуация в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Логопеды часто испытывают затруднения в организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.

По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала.

Объект проекта : современные средства обучения детей дошкольного возраста.

Предмет проекта : использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Гипотеза: можно предположить, что закрепление правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей.

Цель проекта : создание условий для успешной автоматизации звуков в речи ребенка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.

2. Способствовать формированию интереса детей к обучению. 3. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.

4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;

5. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.

Ресурсы:

1. Нормативно-правовые:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;

2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и цветной принтер для распечатывания шаблонов и заготовок.

3. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка логопедов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями логопедических групп и логопедами дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.

Предполагаемый продукт проекта : создание лэпбуков по запланированной теме, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации "Лэпбук - это увлекательно", презентация для педагогов "Лэпбук : от идеи до воплощения", рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков. Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества логопеда и воспитанников, что позволяет реализовать режим развития данной возрастной группы и дошкольной организации.

2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между логопедом и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.

3. Основные принципы реализации проекта : комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание предметно-развивающей среды.

Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.

Риски:

1) Нерегулярная посещаемость детей детского сада по причине заболеваемости, соответственно пропуски совместной деятельности;

2) Низкая активность детей.

Предупреждение рисков:

1) Профилактика заболеваний в режимных моментах;

2) Использование здоровьесберегающих технологий;

3) Реализация принципа личностно-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками.

Этапы проекта

№ этапа проекта Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат Ответственные

1. Подготовите-льный этап

1. Выбор и формулирование темы проекта Сентябрь - октябрь 2016г. Теоретическое обоснование проблемы логопед

2. Определение объекта, предмета проекта, гипотезы Сентябрь - октябрь 2016г. логопед

3. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме исследования Сентябрь - октябрь 2016г. Определение нормативной базы исследования логопед

2. Проектирово-чный этап 1. Разработка плана-графика мероприятий Октябрь 2016г. План руководства логопед

2. Мониторинг речиязыковой компитенции детей. Декабрь 2016г. Анализ ситуации в группе логопед

3. этап реализации проекта 1. Изготовление лэпбука "Играем со звуками[С], [Сь]. Октябрь 2016г. логопед

2. Мастер-класс с педагогами "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых и детей" Ноябрь 2016г. логопед, педагоги ДОУ

3. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [З], [Зь]. Ноябрь 2016г. логопед

4. Изготовление лэпбука "Играем со звукам [Ц]. Декабрь 2016г. логопед

5. Презентация для педагогов "Лэпбук : от идеи до воплощения"

Январь

2017г. логопед, педагоги ДОУ

6. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [Ш], [Ж]. Февраль

2017г. логопед

7. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [Л], [Ль]. Март

2017г. логопед

8. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [Р], [Рь]. Апрель

2017г. логопед

9. Организация выставки лэпбуков Май

2017г. логопед

4. Контрольно-оценочный этап

1. Мониторинг речиязыковой компитенции детей. Май

2017г. Анализ ситуации в группе логопед

2. Разработка плана-графика мероприятий на дальнейшее развитие проекта Май

2017г. логопед

Заключение

Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбуков, как средства формирование правильного звукопроизношения и совершенствование речевого развития детей дошкольного возраста.

Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №6» для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса. Результаты работы с лэпбуком показали, что

-дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники;

- дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

-дети активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;

- они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариваться, старатся ;

- дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

-дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

- у них развиты крупная и мелкая моторика.

Мониторинг речеязыковой компетенции детей логопедической группы

Перспективы развития -это накопление и пополнение лэпбуков дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук.

Список литературы:

1. Е. А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»- М., Сфера, 2009

2. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Развиваем внимание»

3. О. Е. Громова «Инновации в логопедическую практику»- М., Линка-Пресс, 2008

4. Т. А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки»- М., 2008

5. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» - М., Мозаика-Синтез, 2006

6. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» М., Просвещение, 2009

7. Логопедические раскраски. «Звуки Ж,Ш,Р,С,Ц,З»

8. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство Гном и Д, 2009 9. Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ : Издательство Гном, 2011 10. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Издательство ГНОМ и Д, 2008. 11. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 12. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 13. Комарова Л. А. 12. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

14. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ш, Ж / : Санкт-Петербург. 2006.

15. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ч, Щ / : Санкт-Петербург. 2008.

16. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015.

Публикации по теме:

Сценарий праздника народных игр «Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника народных игр «Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем» для детей старшего дошкольного возраста .

Досуг для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играем!» Задачи: - Продолжать знакомить с матрешкой; - формировать интерес и любовь к народному творчеству; - совершенствовать умение бегать в разных.

Конспект ООД по познавательному развитию «Играем — профессию выбираем!» для детей среднего дошкольного возраста Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников. Задачи: совершенствовать и конкретизировать представления.

Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 3–4 лет «Танцуем, играем и всех приглашаем» Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Танцуем, играем и всех приглашаем». Конспект составила: педагог дополнительного.

Логопедическое занятие «Играем с Гномом» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование у детей грамматически правильной, четкой речи. Задачи: Продолжать учить детей образовывать существительные мн. ч. в И. п. ;.

НОД по музыке «Играем в театр» для детей среднего дошкольного возрастаНОД по музыке «Играем в театр» для детей среднего дошкольного возраста НОД по музыке «Играем в театр» для детей среднего дошкольного возраста Цель: выявить подгруппу детей с развитой эмоциональной.

Опыт работы «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста» Опыт из работы: "Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста" Условия возникновения.

Педагогический опыт «Использование ИКТ для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».Педагогический опыт «Использование ИКТ для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Сегодня.

Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Играем в сказку» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Нестерова Е. В., Фокина Н. А. ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-речевой. СРОК ДЕЙСТВИЯ: 2018-2019 учебный год. УЧАСТНИКИ.

Развлечение к неделе Игры и игрушки «Куклы, в которые мы играем» для детей старшего дошкольного возраста Развлечение к неделе «Игры и игрушке» для детей старшего дошкольного возраста «Куклы, в которые мы играем» Воспитатели старшей группы: Рим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Опыт применения лэпбуков «Играем со звуками» для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 13:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД