Сергей Богатов
Тема: «Организация самостоятельной работы учащегося»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация самостоятельной работы учащегося
Методические рекомендации педагога
дополнительного образования
Богатова Сергея Александровича
Профессиональное обучение музыканта осуществляется главным образом в рамках двух форм учебно-тренировочной работы : классных уроков под руководством педагога и самостоятельных домашних занятий.
Публикация «Тема: „Организация самостоятельной работы учащегося“» размещена в разделах
Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (2-3 часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа носит временный характер (закончив учебное заведение, молодой музыкант прощается с классом, домашняя же работа остается с музыкантом на всю исполнительскую жизнь.
Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду.
Решая эту задачу, педагог должен прежде всего позаботиться о том, чтобы воспитать своего ученика в духе трудолюбия, приучить его к ежедневному напряженному труду. Ученику важно понять, что систематический труд есть обязательное и главное условие овладения исполнительским материалом.
Эффективность труда музыканта резко возрастает в обстановке увлеченности своим делом. Увлеченность и вдохновение появляются в процессе постоянной и напряженной работы. Хорошо известно высказывание П. И. Чайковского (из письма к Н. фон Мекк от 24 июня 1878 года) : «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее».
«Даже человек, - писал он, - одаренный печатью гения, ничего не создаст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться».
Многие учащиеся занимаются небрежно, без плана и цели, они разбрасываются, отвлекаются, бесконечно повторяя одни и те же ошибки. Такие занятия мало результативны. Заниматься нужно так, чтобы при наименьшей затрате времени и сил достичь наилучших результатов. Приступая к изучению того или иного музыкального материала, прежде всего следует осознать его смысл, определить целесообразные методы работы, ясно представить себе его конечную цель.
Недопустимо расхлябанное, безвольное состояние во время самостоятельных занятий.
Работая над гаммой, этюдом, упражнением или пьесой, ученик должен максимально сосредоточить все свое внимание, волю с тем, чтобы уже на данном этапе добиться возможно большего на пути к цели.
Вся самостоятельная работа должна протекать в обстановке непрерывного слухового контроля.
Каким образом педагог может научить ученика правильно работать? Многому воспитанник учится самостоятельно, тщательно присматриваясь к методам работы педагога в классе. Неоценимое значение имеют беседы педагога, посвященные этому вопросу.
Домашние занятия должны проводиться систематически, планомерно и регулярно. Заниматься нужно ежедневно. В том случае, если учащийся интенсивно трудится каждый день, один день в неделю может быть предоставлен ему для отдыха. Такой режим, предохраняя организм от накопления усталости, позволяет повысить результативность всей рабочей недели.
Сколько часов нужно заниматься в день?
Определение оптимального объема работы зависит от многих факторов: возраста ученика, выносливости его губ, задач, стоящих перед ним и др.
Губной аппарат учеников младшего возраста еще слаб и неустойчив, справиться с большими нагрузками он не способен. Естественно, что объем предлагаемого домашнего задания не может быть большим. Работать над ним ученик должен небольшими порциями на протяжении дня. По мере формирования и укрепления аппарата объем заданий возрастает.
Увеличивать количество часов, отводимых домашней работе, целесообразно до тех пор, пока эти часы сохраняют свою результативность.
Непрерывная работа с инструментом не должна длиться более 40-45 минут.
По истечении этого срока внимание притупляется, а продуктивность занятий резко падает. После 15-минутного отдыха музыкант, восстановив работоспособность организма, получает возможность трудиться с прежней эффективностью.
Система домашней работы должна включать в себя следующие моменты:
1. упражнения для разыгрывания и развития дыхания;
2. общую работу над звуком;
3. общую техническую работу;
4. работу над художественным материалом;
5. работу над дополнительным материалом, чтение нот с листа.
Успех самостоятельных занятий ученика зависит не только от правильных методов работы, но и от правильной организации домашнего труда. Здесь также необходима помощь педагога. Организуя домашние занятия ученика, педагог должен ознакомиться с его бытом, с условиями его жизни, помочь наладить твердый распорядок дня. Помещение, в котором занимается ученик, должно быть хорошо освещенным, его периодически следует проветривать. Ноты устанавливаются на пульте. Высоту пульта следует привести в соответствие с ростом ученика, в противном случае могут возникнуть нарушения в постановке корпуса и головы. Заниматься нужно стоя. Во время занятий желательна тишина, ничто не должно отвлекать внимания занимающегося.
Литература:
1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 1961
2. Иванов В. Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. – М., 1993.
3. Методика обучения игре на духовых инструментах. /ред. Незайкинский Е. В. – М., 1964.
4. Терехин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе. – М., 1988.