МААМ-картинки

Конспект занятия «Откуда берётся песок?»

Светлана Маркова
Конспект занятия «Откуда берётся песок?»

Связь темы с другими культурными практиками текущего периода образовательной деятельности: В эту неделю идет реализация проекта по знакомству дошкольников с разными природно-климатическими зонами земли, которая подразумевает создание макета пустыни.

Смысл для детей: понять, как получается песок в природе, создать схему с результатами исследования, сделать макет пустыни.

Цель: Познакомить с образованием песка в природе.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

Публикация «Конспект занятия „Откуда берётся песок?“» размещена в разделах

• Дети проявляют воображение при создании макета пустыни;

• Дети способны сами выбирать материалы для изготовления недостающих частей макета.

Познавательное развитие:

• Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Дети используют объекты исследования для изучения свойств объекта: камни, кусочка сахара, песка.

Дети способны представить результаты исследования в схеме на листе бумаги: как влияет вода, солнце (тепло, ветер (холод, камнепад.

Речевое развитие:

• Используют объяснительную и доказательную форму речи для защиты своих гипотез.

• Дети способны отразить в речи результаты познания.

Социально-коммуникативное развитие:

• Дети оценивают свои достижения в соответствии с поставленной задачей, определяют, что было сделать легче, а что труднее.

• Дети способны договориться между собой, распределить обязанности.

Ход культурной практики (занятия) :

Этап культурной практики Методы и приемы образовательной деятельности Ситуация взаимодействия педагога с детьми

Организация детей в пространстве группы Необходимые материалы

Ситуация вхождения в культурную практику, постановка перед детьми задачи.

Проблемно-игровая ситуация Дети рассматривают основу для создания макета пустыни. Воспитатель напоминает детям о том, что они познакомились с новой природно-климатической зоной - пустыней. Уточняет у детей, чем отличается пустыня от других климатических зон земли. Спрашивает, чего не хватает в макете (песка, животных, растений). Спрашивает у детей, почему в пустыне образуются барханы? Как вообще появляется песок? Откуда появляются волнистые линии (волны) на песке?

Дети выдвигают гипотезы, а педагог записывает их с целью дальнейшего подтверждения или опровержения. Дети находятся с воспитателем в игровом уголке Основы макетов, которые дети изготовили накануне

Освоение детьми способов решения задачи. Рассматривание иллюстраций пустыни, барханов, гор, камней.

Сенсорное обследование камней, кусочка сахара, песка.

Беседа в процессе рассматривания иллюстраций.

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации пустыни, барханов, гор, камней. Обращает внимание детей на то, что барханы в пустыне имеют разную форму, высоту.

Предлагает детям рассмотреть объекты, представленные на толе (камни, кусок рафинада, песка). Похожи ли горные породы в горах на камни, песок, которые они рассмотрели. В чём сходство, в чём различия. Похож ли кусок рафинада на камень? В чём сходство, в чём различия.

Дети подходят и встают вокруг стола, на котором разложены иллюстрации и объекты исследования.

Иллюстрации пустыни, барханов, гор, камней.

Объекты исследования.

Решение детьми задачи. Практическое решение проблемной ситуации. Педагог спрашивает у детей, что будет, если на сахар капнуть водой? Педагог предлагает детям капнуть водой на косок рафинада и посмотреть что происходит. Вода, попадая на сахар, разрушает его, вследствие чего он ломается. С камнями происходит все то же самое только медленнее.

Вывод: под воздействием воды камни разрушаются.

Воспитатель спрашивает ребят, из-за чего камни могут ещё разрушаться? Предлагает детям посмотреть видеофрагмент, где показано, что происходит с сахаром под воздействием тепла. Обращает внимание детей на то, что происходит с формой сахара. Кусочек рафинада начинает таять, плавиться. То же самое происходит и с камнями под воздействием солнца.

Вывод: под воздействием солнца камни разрушаются, меняют свою форму.

Но как только солнце спрячется, подует ветер, станет прохладно, что случиться с камнем?

Педагог даёт каждому ребёнку кусочек сахара затвердевшего. Во время рассматривания происходит обсуждение совместно с педагогом. Что произошло с его формой? Как вообще изменился сахар? Толщина его такая же?

Вывод: изменилась форма, цвет, разная толщина, где-то толще где-то тоньше. В месте, где сахар стал тоньше, становится хрупким, может легко сломаться. То же происходит и с камнями.

Воспитатель предлагает взять два камня и потереть их друг об друга над тёмным картоном. Ребята увидят небольшое количество песка.

Вывод: когда камни падают, сталкиваются, друг с другом они разрушаются, появляется песок.

Педагог предлагает взять тарелки с насыпанным песком и трубочки. С помощью трубочки подуть на песок и посмотреть что получилось.

Вывод: песчинки, встречающие на своем пути какое-либо препятствие (куст или кусок скалы, задерживаются и со временем превращаются в целую стену, которая становится препятствием на пути других песчинок. Этому процессу никто и ничто не мешает, и постепенно «горка» вырастает, а ее края сдвигаются под потоком ветра и получается форма полумесяца. Вот почему в пустыне песок образует барханы.

Педагог предлагает детям создать схему на листе бумаги того как разрушаются камни и получается песок. Дети подходят к объектам исследования. На столах лежат объекты исследования. Листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Оценка результативности решения задачи. Проблемно-игровая ситуация, беседа

Педагогическая оценка Дети и воспитатель обсуждают результаты исследования. Подтверждают или опровергают гипотезы, которые выдвигали.

Предлагает детям рассказать, чему научились во время занятия, что было легче всего, что было трудно. Дети стоят вокруг стола.

Развитие культурной практики (использование изготовленных материалов, результатов познания в деятельности детей) Предложить детям объединиться в группы по 3-4 человека, договориться, кто, чем будет дополнять макет (животные, растения, создание барханов). Из чего будут делать животных, растения, в каком месте макета будут размещать, на каком расстоянии друг от друга стоит их размещать.

Публикации по теме:

Наблюдение «Откуда берётся дождь?»Наблюдение «Откуда берётся дождь?» Фотоотчёт: «Откуда берётся дождь?»Наблюдение за дождём. Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе:.

Конспект открытого занятия «Что за чудо-песок?» Программное содержание: • формировать представления детей о свойствах песка; • обучать малышей навыкам экспериментирования с песком; • обогащать.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Конспект занятия «Откуда берётся радуга»Конспект занятия «Откуда берётся радуга» Цель: уточнить знания о природном явлении-радуга Задачи: - формировать интерес к явлениям природы, - воспитывать положительное отношение.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возраста Конспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возраста. Автор Бойко М. В. Цель: способствовать.

Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ «Волшебный песок»Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ «Волшебный песок» Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ Тема: «Волшебный песок» Цель: развитие мелкой моторики. Образовательные задачи:.

Сказка для детей «Откуда берётся радуга?» Видео "Откуда берётся радуга?" Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что- сразу плачет. Пожалело его солнышко, выглянуло из-за туч.

Сказка для детей в возрасте от 4 до 9 лет «Откуда берётся хорошее» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Довольно часто ко мне обращаются с просьбой о сочинении сказки для воспитания.

Стихотворный рассказ «Откуда берётся молоко?». Познавательный рассказ в стихах написан для использования в проектах "Корова", "Молоко" "Откуда берётся молоко?" Летом рано по утру на.

Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Откуда берётся песок?»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 14:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД