МААМ-картинки

Самообразование по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Абросимова Юлия
Самообразование по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

Публикация «Самообразование по теме „Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, потешками.

пальчиковый театр;

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

рисование по трафаретам;

дидактические игры;

шнуровка, пуговицы, прищепки;

игры с мелкими предметами;

пазлы, мозаика, матр шки, пирамидки;

Актуальность:

Работая в группе младшего возраста 3 – 4 года, проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Так в ч м же причина? Меня заинтересовал этот вопрос.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обыденными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи ребнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть,формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Доказано, что мысль и глаз реб нка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного

мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко

научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится

разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Этапы работы по теме :

1. Изучила методическую литературу

№ п / п Название Автор Издательство Год издания

1. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. Бардышева Т. Ю М. : «Карапуз»,

2007.

2. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения Большакова С. Е. М. : ТЦ Сфера 2006.

3. Пальчиковые игры Пименова Е. П. Ростов-на-Дону: Феникс 2007.

4. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И СПб: Корона-Век 2007

5. Играем пальчиками и развиваем речь Цвынтарный В. В. СПб: ИЧП «Хардфорд»,

1996.

6. Игры с пальчиками Соколова Ю. А. М. : Эксмо

, 2006.

7. 7. «Развитие моторики» Кольцова М. М

8

«Пальчиковые игры»

Елена Данилова

9 «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки реб нка»

Строгонова И. А.

2. Перспективный план по теме

«Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений

Месяц Задачи обучения Игры, упражнения

Сентябрь Развивать мелкую моторику рук, развивать речь, память и внимание детей, способствовать налаживанию теплых отношений и контакта между детьми детей с воспитателем.

Учить детей группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков.

Научить ребенка шнуровать ботинки Заучивание пальчиковой игры «Замок».

Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

Обучение детей игре «Шнуровка».

Октябрь Учить детей строить заборчик, устанавливая в ряд кирпичики,

комбинируя и чередуя их положения по цвету: учить играть с постройками,

проявлять интерес к действиям товарища, учить складывать кубики в

коробку и распределять их по цвету.

Развивать мелкую моторику, развивают фантазию и память, умение складывать различные картинки с помощью подготовленных деталей разного цвета, повторить название цветов и их оттенков, научить детей работать самостоятельно.

Развитие мелкой моторики рук. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

Настольная игра «Мозаика».

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь Развитие мелкой моторики рук. “ развития речи и мышления у детей

Развитию мелкой моторики пальцев рук

Правильно соединять палочки, чтобы получилось изображение.

Нахождение знакомых предметов на ощупь. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

Изображение пальцами различных фигур : «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

Настольная игра «Найди фигуре место».

Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь»,

«Чудесный мешочек».

Декабрь Развитие мелкой моторики рук. “ развития речи и мышления у детей

Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью одевания куклы. Задачи: Обучающие - уточнять представления детей об одежде, назначений вещей, учить правильно называть одежду, ее части: рукав, пуговица, учить запоминать последовательность одевания на прогулку.

Развитие мелкой моторики рук. “ развития речи и мышления у детей

Научить строить домик, перекрытия, обыгрывать различные ситуации вокруг домика с различными героями (зверюшки, куколки и т. д.) и мелкими Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

Учить детей одевать и раздевать кукол.

Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Январь

Развитие мелкой моторики рук. “ развития речи и мышления у детей

Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

Развитие мелкой моторики рук. “ развития речи и мышления у детей

Познакомить детей с праздником, посвящённым Дню Защитника Отчества(23 февраля). Заучивание пальчиковой игры «Это пальчик дедушка», повторение игры «Капуста»

Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

Настольные игры «Мозаика»,

Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

Март Закрепление пальчиковых игр

Учить детей сматывать нитки в клубок

Развитие мелкой моторики рук.

Познакомить с государственным праздником 8 марта, воспитывать доброе отношение к маме, к бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать.

Развитие мелкой моторики рук. «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

«Шаловливый котенок».

.Пальчиковые игры «Как живёшь», «Моя семья»

Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

Игра «Прищепки»

Апрель Развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности. и самоконтроля.

Правильно соединять палочки, чтобы получилось изображение.

Познакомить детей со сказочными героями, развивать инициативную речь детей посредством использования пальчикового театра; развивать выразительность речи и движений, создавать атмосферу радости и веселья «Спокойного сна». «Ладонь,ребро, кулак.» Повторение знакомых игр.

Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок

Май

Учить детей изображать пальчиками различные фигуры : Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Как дела?» «Уши, плечи, уши, нос.»

Игры «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями

1. Работа с родителями

№ п / п Содержание Форма работы

1. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Консультация

2. «Для чего нужны пальчиковые игры» Консультации на стенде

3. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома». Консультация

4. потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Создание картотеки

5. «Развивающий бизиборд Проект

6. дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей.

Выставка

7. «Пальчиками играем – стихи повторяем. Создании пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. Консультация

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Пальчиковые игры «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры по теме «Семья. Мой поселок» для детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям. Недельный проект "Моя Семья".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 20:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД