Папки-передвижки

Конспект занятия «Перелётные птицы»

Елена Краюхина
Конспект занятия «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Перелётные птицы»

Задачи. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Закрепить и расширить знания детей о птицах.

Способствовать развитию логического мышления, воображения, мелкой моторики, способности наблюдать.

Способствовать развитию речи детей, умения строить предложения, Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы». Упражнять в употреблении слов – признаков.

Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“» размещена в разделах

Способствовать воспитанию внимательного и заботливого отношения к птицам.

Развивающая среда: грамзапись «Голоса птиц», мультимедийная установка для показа перелётных птиц, материал для опыта (ёмкость с водой, тампоны, масло, сухие салфетка, карточки с изображением перелётных птиц, фломастеры, перья, веер, листы бумаги (ровный и смятый в шарик).

Ход занятия

Организационный момент.

- Дети, встаньте в круг, я предлагаю вам поиграть в игру «Комплименты».

Начну я: «Алёна, ты добрая девочка, всегда помогаешь Лёве одеваться».

Алё на кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем Адёна говорит комплимент своему соседу и т. д.

Воспитатель говорит: «Я думаю, у всех хорошее настроение».

Звучит грамзапись «Голоса птиц».

- Дети, вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? птицах).

Как приятно проснуться, встать,

Птиц в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна!

- Дети, сегодня я проснулась от весёлого пения птиц за окном. Птицы весело и звонко пели свои песни. Откуда же прилетело столько птиц? (Из тёплых стран, с юга).

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? (Перелётные).

- Как называют тех птиц, которые остаются с нами? (Зимующие).

- А почему всё – таки многие птицы улетают? (Они боятся морозов).

- Что происходит осенью в природе? (Осенью насекомые прячутся под корой деревьев или глубоко в земле. А птицы питаются насекомыми, им зимой нечем прокормиться, поэтому они улетают).

- Почему птицы возвращаются к нам? (Они возвращаются на свою Родину, потому что стало тепло).

- А почему стало тепло? (Потому что наступила весна).

- Конечно же, наступила весна.

- А какая весна? (Тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая, добрая).

- Какие чудеса происходят в природе весной? (Снег превращается в воду, появляются первые цветы – подснежники, набухают почки и появляются маленькие листочки, зелёная трава, возвращаются птицы из тёплых краёв).

- Но самое главное чудо – то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.

- Дети, как вы думаете, то, что птицы улетают от нас, это хорошо или плохо?

- Что в этом хорошего? (Птицы не погибнут от холода. Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега. Птицы не погибнут от голода, им нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые круглый год).

- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц. Мы не слышим пения птиц. Многие птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги).

- Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (Да). Раньше на Руси дети вставали в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовём птиц.

Дети встают в круг.

Уж вы, птички,

Уж вы, пташечки – щебетушечки,

Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

- Птицы нас услышали и прилетели к нам.

Просмотр птиц на мультимедийной установке. Дети называют птиц и рассказывают о ласточке.

Воспитатель рассказывает о граче.

- Весной к нам возвращается много птиц и в том числе лебеди (показать на мультимедтйной установке).

- Дети, в народе говорят: «Лебедь в воде купался, а сух остался».

- Как вы думаете, почему лебедь выходит сухим из воды?

- Давайте проведём опыт.

- В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите внимательно на руку. Какая рука? (Мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. Теперь вытрите руку и слегка смажьте её маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, собирается в капельки). Встряхните руку. Что произошло? (На руке нет воды, потому что капельки слетели с руки).

- Кто видел, что делают водоплавающие птицы, когда выходят из воды? (Встряхивают пёрышки и становятся сухими).

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы тоже лебеди.

Физкультминутка «Лебеди» :

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой,

Плавно и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся

- Дети, вы хотите летать, как птицы? Попробуйте взлететь (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).

- Ребята, у вас не получилось взлететь? Давайте разберёмся, почему.

- Посмотрите, у меня 2 листа: один ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Я одновременно отпущу эти листы и мы посмотрим, что же произойдёт.

- Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист медленно планирует?

Делается вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

- А как вы думаете, почему птицы могут летать по воздуху? (Когда птицы раскрывают свои крылья, они становятся широкими и могут опираться на воздух).

После высказывания детей воспитатель предлагает подойти к столу с птичьими перьями (Маховыми и перовыми).

- Чем перья отличаются друг от друга? (Одни мягкие, а другие жёсткие).

- Покажите перья, которые согревают птицу? (Мягкие).

- Где у птицы находятся такие перья? (По всему телу).

- Покажите перья, которые помогают птице летать.

- Где у птицы находятся такие перья? (На крыльях и хвосте).

- Лёгкие они или тяжёлые? (Лёгкие).

- Почему они лёгкие? (Потому что в середине пустые).

-Посмотрите на примере веера, как складываются и раскладываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится.

- Какой становится птица с раскрытыми крыльями и хвостом? (Большой, широкой).

- С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой. Поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые перья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

- Мы на прогулке наблюдали за птицами. Скажите, как едят птицы : много или мало? (Мало).

- Часто или редко? (Часто).

- Ребята, давайте обобщим, что же помогает птице летать по воздуху :

широкие и жёсткие крылья и хвост;

лёгкие перья с полым стержнем;

птицы лёгкие, т. к. едят понемногу и часто.

- Дети, а вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? У

разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют круг. Скворцы, дрозды и мелкие птички порядка не любят: они летят как попало. А крупные хищные птицы, такие, как орлы и ястребы, компаний не признают: летят в одиночку.

- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением птиц. Садитесь за столы и нарисуйте, в какой стае летят птицы.

Дети рисуют фломастером птичьи стаи.

- У вас на столах лежат листы бумаги. Что можно из них сделать? (Птиц). Какую птицу можно сделать? (Лебедя). Я покажу, как делать лебедя. Сейчас мы сделаем птиц из бумаги, но прежде разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Руки скрещены в запястьях. Пальцы – крылья расслаблены, лежат на предплечьях – птицы отдыхают. Вот птица пошевелила одним крылом, другим, взлетает. Взмахи рук – крыльев лёгкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

Но ведь все птицы летают по – разному. Вот летит Колибри. Пальцы – крылья движутся быстро – быстро. У синицы взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица всё время меняет направление полёта. У чайки плавные взмахи крыльев, временами птица парит в воздухе на распахнутых крыльях. Орёл – резкий, быстрый, хищный. Взмахи крыльев вверх, а потом медленное, спокойное движение вниз.

Дети делают птиц из бумаги. По предложению воспитателя одной птице склеивают крылья и наблюдают её падение.

- Почему птица не смогла лететь? (Потому что повреждено крыло).

Итог.

- Дети, о ком мы сегодня говорили? птицах).

- Что нового вы узнали о птицах? (Узнали, почему птицы могут летать; птицы летят по – разному : клином, по кругу, прямой линией, по – одному, как попало; у водоплавающих птиц не намокают перья, потому что они смазаны жиром; научились делать лебедя из бумаги).

- Что было трудным?

- Что было самым интересным? (Звать птиц закличкой, делать птиц из бумаги).

- Молодцы! А сейчас мы пойдём на прогулку и что сделаем? (Понаблюдаем за птицами).

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Перелётные птицы весной» для старших дошкольников Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Ознакомление с окружающим миром. (Старшая - подготовительная группы).

Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о перелетных птицах (скворец, грач, ласточка, журавль, соловей). Закрепить в словаре обобщающее.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа)Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа) Цель:расширять представления о перелетных птицах, закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе. Развивать познавательную активность,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Цель: Углубление знаний детей о перелетных,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД в старшей группе «Перелётные птицы»Конспект НОД в старшей группе «Перелётные птицы» Задачи: уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью и зимой. Установить связи между состоянием погоды и образом жизни.

Технологическая карта занятия с использованием образовательных электронных ресурсов «Перелётные птицы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Перелётные птицы»
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 11:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Перелётные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Краюхина (УИ 322315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД