Нажия Момогид
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислекси
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии».
Проблема нарушений письменной речи у школьников- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Риск возникновения данных нарушений возрастает, если у ребёнка в дошкольном возрасте наблюдались тяжёлые нарушения речи. Поэтому в данном вопросе, преемственности в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы звучит особенно актуально. Количество детей с нарушениями речи с каждым годом возрастает. Только в нашем СПДС их количество- 122 ребёнка. И только, благодаря преемственности работы дошкольного и школьного звена, проблемы письменной и устной речи будут преодолены. Как же называются данные нарушения?
Публикация «Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислекси» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк преобретает неровный, «прыгающий» вид (буквы могут иметь разный размер, пропадает наклон, появляются многочисленные специфические ошибки, отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние палочки, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма). В конечном итоге, всё это приводит к тому, что деформируется, как смысл, так и звучание слова.
Дислексия-частичное специфическое нарушение чтения. Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма.
Дисграфия и дислексия не являются нарушениями изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Нужно помнить, эти нарушения сами не исчезнут, их нужно корригировать и исправлять.
Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?
Специфические ошибки при нарушении письменной речи:
• замена букв по сходству их произношения;
• искажение слоговой структуры слова;
• ошибки графического характера;
• раздельное написание частей одного слова;
• совместное написание двух слов;
• пропуск предлогов;
• ошибки в согласовании падежных окончаний;
• неправильное употребление родовых понятий;
• ошибки в управлении и т. д.
При чтении учащиеся допускают следующие ошибки:
• неправильное прочтение букв (замены, смешения);
• недочитывание концов слов;
• неправильные ударения;
• пропуски слова, строки;
• недостаточное или даже искажённое понимание прочитанного;
• побуквенное чтение.
Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения, а также дальнейшее отставание от усвоения программы по всем предметам. Таким детям нужна своевременная квалифицированная помощь.
Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в исправлении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма. Например, излишняя вербализация обучения грамоте, при относительно коротких добукварном и букварном периодах, что затрудняет анализ речевого потока. Или установка на скорочтение в младших классах. Убыстрение темпа не даёт возможность чётко ощутить каждый звук. Нередко учителя жалуются на невнимательность детей, на неусидчивость, нежелание учиться. Это как раз свидетельствует о наличии у ребёнка нарушения устной и письменной речи.
Возможные пути преемственности для успешной адаптации к школе.
1. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим благоприятный режим. Ребёнок должен чувствовать свой успех.
• желательно отказаться, хотя бы на время, от исправления в тетрадях красным цветом. Красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них;
• можно позволить ребёнку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
1. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий. Чем больше такой ребёнок пишет, тем хуже результат.
• Общая продолжительность домашнего задания не должна быть более 40-50 минут.
• Можно давать на уроке или рекомендовать родителям упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5 минут ребёнок в любом тексте зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, О обвести.
• Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различении у ребёнка имеются проблемы.
Это общие приёмы. Более подробную консультацию можно получить у логопеда.
Цель преемственности в работе дошкольного и школьного звена- это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3 до 10 лет. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребёнка. Школа, как приёмник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный потенциал.
• Согласование целей на дошкольном и школьном уровнях.
• Введение должности учителя-логопеда в школе.
• Использование дидактического материала в начальной школе.
Преемственность с позиции школы- это опора на качественные знания их ФГТ, и умения сформированные и приобретенные в детском саду. Для того чтобы осуществить комплексный подход в предупреждении и в преодолении нарушений письма и чтения, необходимо тесное сотрудничество двух образовательных учреждений. Особое внимание учителя школ должны обратить на тех детей, которые выпущены из групп для детей с ОВЗ. Несмотря на то, что у детей уже снят речевой диагноз, всё- таки они имеют трудности в овладении навыками чтения и письма. Это дети группы риска. Они нуждаются в логопедической квалифицированной помощи логопеда. Поэтому, с поступлением ребёнка в класс, учитель должен внимательно изучить личное дело учащегося и обратить внимание на то, нет ли у ребёнка речевой патологии (заключение ПМПК). При наличии речевого заключения, обязательно с ребёнком должен заниматься логопед, либо учитель с рекомендациями логопеда.
В нашем СПДС функционируют группы для детей с нарушениями речи, где коррекционную работу ведут логопеды. Мы работаем с детьми от 4 до 7 лет. Вся работа направлена на развитие всех компонентов языковой системы. Работу по предупреждению дислексии и дисграфии проводим на занятиях по обучению грамоте. К мерам ранней профилактики нарушения чтения и письма относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения, а также формы работы, которые видны на слайде.
1. Развитие моторики, графомоторных навыков (развитие крупной и мелкой моторики);
2. Развитие зрительного восприятия (тренировка зрительной памяти, профилактика нарушения зрения);
3. Развитие слухового восприятия (умение различать неречевые и речевые звуки, производить дифференциацию изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний);
4. Развитие речевого дыхания (использование речевых зарядок, скороговорок, дыхательных упражнений);
5. Развитие силы голоса.
6. Развитие артикуляционной моторики (массаж, артикуляционные упражнения).
7. Развитие словарного запаса, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи.
Профилактическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии начинаем со средней группы. Учим детей:
• слышать и различать неречевые и речевые звуки, выделять их среди других;
• определять гласные звуки по беззвучной артикуляции.
• выделять звук в начале, середине, конце слова;
• определять позицию звука в слове, характеризовать звук по схеме;
• делить слова на слоги, проводить звуковой анализ;
• знакомим с понятиями «гласный», «согласный» звук, «твёрдый- мягкий звук», «звонкие- глухие согласные звуки», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
• знакомим с графическими схемами слова и предложения; даём представление о графическом обозначении предлогов;
• печатаем с детьми в тетради в клетку буквы, слоги, слова, предложения. Анализируем их, составляем их графический образ;
• придумываем слова на заданные звуки в разных позициях.
Занятия по обучению грамоте строятся с учётом требований программы по предупреждению дисграфии и дислексии. В структуру занятия включаются разнообразные упражнения, игры, которые дают возможность ребёнку правильно формировать и развивать навыки усвоения процессов письма и чтения.
Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев- дошкольной и школьной. Их тесное взаимодействие поможет преодолеть трудности в работе с детьми с нарушениями чтения и письма.
Подготовила:
учитель-логопед ГБОУ СОШ
№ 16 СПДС № 21
«Красная Шапочка»
Момогид Нажия Арслановна