Папки-передвижки

Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Х, х»

Анастасия Агафина
Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Х, х»

Урок обучения грамоте в 1 классе ("Перспективная начальная школа")

Тема: согласные глухие звуки [х], [х,], отличающиеся по признаку мягкости- твёрдости.

Буквы Х, х

Цели урока:

• познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентрированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

Публикация «Урок обучения грамоте в 1 классе „Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, Буквы Х, х“» размещена в разделах

• раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

• продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память и культуру звукопроизношения;

• обобщать словарный запас учащихся;

Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.

II. Повторение изученного.

Игра "Словесный аукцион" (парная работа).

Играть вы будете в парах. Для каждой пары я приготовила конверт. Откройте свои конверты, там вы найдёте слова, написанные на голубом и розовом фоне. Прочитайте их. Ваша задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком" (Дети работают)

Прочитайте, какие слова у вас получились.

НАС, СЕСТЬ, МИСКА, КРЫСА (нас - наш, сесть - шесть, миска - мишка, крыса - крыша)

МЕЛЬ, МУКА, УТКА, ЛАПА, ШЁЛК, УМНЫЙ (мель - шмель, мука - мушка, утка - шутка, лапа - лапка, шёл - шёлк, умный - шумный)

III. Сообщение темы урока.

- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Хмурый-хмурый хнычет Хорь -

На хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])

- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой "Х"

Фонетическая зарядка

- Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)

- Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)

- Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)

-Что можно сказать о звуке [х,]? (согласный, глухой, мягкий)

IV. "Чтение" одноуровневых моделей слов.

- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с. 92)

- Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)

- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог "ха", "хи")

- Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.

- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?

- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?

V. Конструирование большой и малой букв Х, х.

- Рассмотрите образцы печатных букв "Х" и "х".

На что похожа буква "Х"?

"Х" - забавная игрушка,

Деревянная вертушка -

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

- Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)

(Физминутка)

(у детей на столах квадратный лист)

Загадаю вам загадку.

Становитесь на зарядку.

Раз - листочек поднимаем,

Два - листочек загибаем,

Три - ещё разок свернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив?

Назови::.

(изобразите букву, танец буквы "ха")

VI. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы "ха" и двух звуков [х], [х,].

Буква "Х" обозначает два звука - глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х,].

VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с. 92)

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?

- Прочитайте слово "химик" по слогам и орфоэпически.

- Сколько с этом слове слогов?

- Какой ударный?

- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х,]

- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

- Сколько слогов в слове "хорь"?

- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.

- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква "о" в слове "хорь" указывает, что предшествующая буква "х" обозначает твёрдый звук [х], а в слове "химия" буква "и" - мягкий звук [х,].)

VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 92)

- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены "кружком"? (гласные)

- Что объединяет все слоги? (в данных слогах есть звуки[х], [х,])

- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)

Игра "Кто больше запомнит слов со звуками [х], [х,]"

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

- Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - я однажды прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

- Ух ты, - восхитились хомяки.

- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и свзал их хвосты узлом! А потом:.я:.

- Что, потом! - хором спросили хомяки.

- Я:.потом:.

- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не видел!

(в произвольном порядке дети передают волшебную палочку Феи и называют слова в которых есть звук [х ]или [х,]")

IX. Упражнение в чтении слов (с. 93)

(После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы)

- Составьте предложения с этими словами и составьте схему к одному из них (по желанию)

X. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

- Волшебница приготовила для вас очередное задание.

(У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары)

- Объясните значения слов.

• Хилый - больной.

• Хворь - болезнь.

• Хлев - помещение для скота.

XI. Чтение загадок.

- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?

- К какой группе слов относятся слова "маленький", "кругленький", "алый", "сахарный", "зелёный", "бархатный"? (это слова-признаки)

- отгадайте ещё одну загадку:

Вот он -

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол -

Он пожаловал - пришёл. В нем -

Здоровье, наша сила,

В нем -

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

- Расскажите о том, как к нам на стол хлеб пришёл? Кто забыл, можно посмотреть на с. 7 в "Азбуке".

XII. Итог урока

Анализ дидактической игры:

В данном уроке учитель применяет игровые приёмы в обучении. («Словесный аукцион», «Хомяк-хвастун»)

В игровом приёме «Словесный аукцион» дети играют по парам. Для каждой пары заготовлен конверт со словами, написанные на голубом и розовом фоне. Дети сначала читают их. Задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком".

Цель игрового приёма соответствует целям урока.

В ходе данного игрового приёма учитель может столкнуться с проблемой, что не все дети могут понимать значение новых образованных слов. Необходимо, чтобы все дети заранее сталкивались с данными словами на уроке и понимали их смысл.

Данный игровой приём можно заменить на дидактическую игру.

Вид игры: словесная; игра по правилам.

В начале игры обозначить чётко правила детям. Вставать во время игры, выкрикивать с места нельзя. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком". Иначе результат не будет засчитан.

Раздать детям конверты со словами. Объяснить, что должны сделать дети. Показать пример на доске образования слов на голубом и розовом фонах. Уяснить, всем ли понятна задача?

Учителю необходимо хорошо подготовить материалы к данной игре. Слова в игре должны быть знакомы каждому ребенку в классе. Как искомое, так и то, что должно получиться в итоге.

Та пара, что быстрее и без ошибок закончит решать задачу (обязательно сложив «руки домиком», получит оценки «отлично». Далее учитель проверяет остальных учеников, при надобности разбирает вместе с детьми слова, в которых возникли проблемы и благодарит каждого ученика за проделанную работу.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок грамоты в 1 классе «Лужок. Звук [Ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи-ши» Урок грамоты в 1 классе Тема: «Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи-ши. Лужок» Цели: - познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, сочетанием.

Урок письма в 1 классе по теме «Письмо заглавной буквы И» по УМК «Планета знаний» Тема урока: «Письмо заглавной буквы И» Задачи урока: Образовательная - освоение алгоритма написания заглавной буквы И; Развивающая – развитие.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные глухие звуки [х], [х’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Х, х»
Опубликовано: 5 мая 2021 в 22:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД