МААМ-картинки

Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4–5 лет

Елена Гаврилова
Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4–5 лет

Проблема: дети имеют низкий уровень речевого развития.

Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

Срок работы над темой: 2023 - 2024 уч. г.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег (в сети Интернет, в ДОУ).

2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.

Публикация «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4–5 лет» размещена в разделах

3. Способствовать речевому развитию детей.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров, с театральными профессиями, жанрами, с театральной терминологией, приемами кукловождения.

5. Создавать условия для проведения театрально-игровой деятельности.

6. Привлечь родителей в образовательное пространство ДОУ.

7. Привлечь педагогов ДОУ к проблеме речевого развития дошкольников.

8. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в группе в рамках выбранной темы.

9. Разработать и оформить картотеку театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеку малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр.

10. Изготовить и оформить различные виды театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.

11. Подобрать и оформить фонотеку сказок, песенок-потешек.

12. Обобщить материал по теме, определить перспективы для дальнейшей работы.

Прогнозируемые результаты: на основании изученной литературы и опыта коллег разработан и реализован план работы с родителями, детьми и коллегами.

Дети познакомились с различными видами театра и проявляют к нему повышенный интерес. У воспитанников активизировался словарь через знакомство:

• с театральными профессиями (актер, режиссер, дублер и т. д.);

• с театральными жанрами : драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др. ;

• с разными видами кукольных театров;

с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.

У детей усовершенствовались речевые навыки, звуковая культура речи, интонационная выразительность, монологическая и диалогическая речь. Дети могут чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие, принимать на себя разные роли, выступать на сцене. Воспитанники проявляют творческую самостоятельность и инициативность.

У родителей повысился уровень компетентности в вопросе организации детско-родительского творческого взаимодействия с целью речевого развития своих детей.

В группе оформлен центр театрализованной деятельности (при участии родителей) «Мир театра», который систематически пополняется. Также при участии родительской общественности изготовлены и оформлены различные виды театра и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.

Разработана и оформлена картотека театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, а также картотека малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр, которыми успешно пользуются педагоги ДОУ и родители воспитанников. Подобрана и систематизирована фонотека сказок, песенок-потешек.

Коллеги проявили интерес к теме, приняли в работу опыт, который был представлен их вниманию.

Определены перспективы для дальнейшего направления работы в рамках данной темы.

Актуальность

Проблема развития связной речи дошкольников была и остается одной из наиболее актуальных. На ее решение ориентирован ФГОС ДО, который обособляет «Речевое развитие» в самостоятельную образовательную область, ведь оно необходимо не только для вербального развития воспитанников, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, дальнейшей социализации их в обществе. Речь – важнейший инструментарий, которым должен овладеть ребенок для успешного развития.

Задача современного воспитателя в области речевого развития детей - своевременная помощь в освоении ими разговорной речи, что предполагает создание условия для развития таких умений, как понимание обращенной речи с опорой и без опоры на наглядность, контакт с окружающими, выражение своих мыслей, чувств, впечатлений, используя речевые средства.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется основной принцип обучения в ДОУ – учить играя.

Учитывая выше сказанное, возникла идея использования средств театрального искусства, кукольного театра, для повышения уровня речевого развития дошкольников и темой моей работы по самообразованию является «Речевое развитие детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности».

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь, октябрь)

- Изучение методической литературы и опыта коллег по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет», в т. ч. в сети Интернет;

- обобщение материала;

- диагностика уровня речевого развития детей средней группы;

- разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями;

- разработка плана работы с РППС в групповом пространстве.

2 этап (октябрь - март)

- Организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра», для свободного доступа детей (октябрь, в течение года центр пополняется).

- Разработка и оформление картотеки театрализованных игр по речевому развитию дошкольников, картотеки малых народных форм: потешек, дразнилок, считалок, скороговорок, пальчиковых игр.

- Изготовление и оформление различных видов театра при участии родительской общественности и атрибуты для организации театрально-игровой деятельности воспитанников.

- Подборка и оформление фонотеки сказок, песенок-потешек.

Для работы с детьми:

- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми, театральных костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности, декораций, ширм;

- организация в групповом помещении центра театрализованной деятельности «Мир театра» для свободного доступа детей.

Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся в рамках учебного года. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников средней группы. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с ФГОС ДО. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 20 минут. Самостоятельная деятельность детей в центре театрализованной деятельности «Мир театра» не прописана в плане работы с детьми, она осуществляется на регулярной ежедневной основе.

Для работы с родителями:

- Разработка анкетирования, мастер-классов, рекомендаций, консультаций, буклета для родителей.

3 этап (сентябрь - май)

Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь (диагностика, октябрь

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития.

2. Игровая ситуация «К нам в гости пришли театральные куклы».

Цель: познакомить детей с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними) и простейшими приемам кукловождения.

3. Дидактическая игра «Из какой сказки кукла?».

Цель: систематизировать и обобщить представления детей об известных ранее сказках и сказочных персонажах, стимулировать речевую активность, умение отвечать полными предложениями.

4. Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом» - театр на прищепках.

Цель: активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать под музыку, побуждать эмоционально, воспринимать сказку, учить инсценировать знакомую сказку совместно с воспитателем посредством театра на прищепках, развивать словесное творчество. 1. Анкетирование «Речевое развитие ребенка в домашних условиях».

2. Участие родителей в оформлении центра «Мир театра».

3. Детско-родительский мастер-класс «Театр на ложках».

4. Рекомендовать родителям дополнить персонажей «ложечного» театра в домашних условиях, придумать и проиграть с ребенком сюжет.

Ноябрь

1. Игровая ситуация «К нам в гости пришли куклы би-ба-бо».

Цель: познакомить детей с куклами би-ба-бо, со спецификой владения ими, создать условия для эмоционального подъема детей и снятия напряжения.

2. Игра-драматизация (имитация) «Зеркало».

Цель: Развитие монологической речи воспитанников.

3. Самостоятельная деятельность с куклами би-ба-бо.

Цель: вызвать у детей желание играть куклами, сопровождать игру диалогами, практиковать навыки смены интонации и тембра голоса, принимая на себя ту или иную роль. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, используя кукольный театр.

4. Игровая ситуация «Покажем куклам, кто как говорит?» - театр на ложках.

Цель: развивать навыки звукоподражания детей со сменой интонации, тембра и громкости голоса. Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально - игрового оборудования. 1. Родительское собрание «Что мы знаем о речевом развитии и театрализованной деятельности детей?».

2. Индивидуальные консультации и беседы по запросу родителей.

3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

4. Рекомендовать родителям обыграть с ребенком его любимое литературное произведение.

Декабрь

1. Игра-имитация «Зверята».

Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.

2. Игра с пальчиками (пальчиковый театр) по замыслу детей.

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать навыки сочетания слов с движениями.

3. Игра-пантомима «Медвежата».

Цель: развивать пантомимические навыки детей.

4. Игра «Повтори за мной». Шагающий театр.

Цель: практиковать навыки синхронного повторения текста с действиями пальцев и кистей рук. 1. Рекомендовать родителям посетить с ребенком детский кукольный театр.

2. Консультации по запросу родителей.

3. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

4. Мастер-класс «Театр варежек».

Январь

1. Беседа «Кто работает в театре.

Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, дублер, актер и т. д.). Продолжать практиковать и совершенствовать навыки диалогической речи.

2. Режиссёрская (стендовый театр на фланелеграфе) игра «Кошкин дом».

Цель: Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи : интонацию, тон голоса.

3. Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки детей.

4. Беседа «Хороший и плохой поступок» (по мотивам предложенных детьми сказок).

Цель: побуждать детей думать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую активность, навыки ведения диалога и монолога. 1. Консультация «Организация кукольного театра в домашних условиях».

2. Участие родителей в изготовлении атрибутов и декораций для театральных постановок, игр и самостоятельной деятельности детей.

Февраль

1. Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы) игра «Кошки-мышки».

Цель: развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства; продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.

2. Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…».

Цель: развивать пантомимические способности воспитанников.

3. Игра «Придумай костюм своему герою и расскажи кто он».

Цель: продолжать поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, развивать мышление, творчество, воображение, элементарные навыки презентации своей работы, речевую активность, умение говорить полными распространенными предложениями.

4. Игра-драматизация по мотивам стихотворений А. Барто. Куклы – игрушки.

Цель: продолжать стимулировать речевую активность детей посредством театральной деятельности, вспомнить стихотворения Агнии Барто, практиковать навыки пользования театральной ширмой. 1. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей».

2. Рекомендовать родителям дома с ребенком обыграть известные ребенку стихотворения, потешки.

3. Консультации по запросу родителей.

Март

1. Режиссёрская игра (конусный театр) «Репка».

Цель: формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу, продолжать формировать умение инсценировать знакомый литературный материал.

2. Игра-драматизация «Два жадных медвежонка» - театр на кружках. Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева.

Цель: учить детей обыгрывать сказку, передавать образы, входить в роль. Учить понимать содержание сказки, правильно вести диалог, развивать умение передавать движения персонажей.

3. Игровая ситуация «Сегодня мы расскажем куклам свою сказку!».

Цель: развивать речевую активность детей, фантазию, воображение, мышление, навыки коллективного творческого взаимодействия (коллективное придумывание сказки – элемент ТРИЗ, стремление в игровой ситуации строить диалоги с игрушками и сверстниками, используя собственную фантазию.

4. Прослушивание аудиосказок по выбору детей.

Цель: развитие слухового внимания, воспитания интереса к художественному слову.

1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

2. Рекомендовать дома с ребенком придумать свою сказку и нарисовать к ней иллюстрацию.

3. Буклет «Виды театра, которые вы можете изготовить совместно с вашими детьми».

Апрель

1. Игра-драматизация «Теремок» - театр масок.

Цель: формирование умения играть по собственному замыслу, закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.

2. Игра-драматизация «Цыпленок» К. И. Чуковского - магнитный театр.

Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность. Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми, так и со взрослыми.

3. Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.

Цель: познакомить детей с понятием «декорация», при участии родителей придумать и изготовить декорации.

4. Обыгрывание потешек, дразнилок, считалок, скороговорок по выбору детей.

Цель: развивать у детей самостоятельность и инициативность, навыки владения всеми имеющимися видами театра. Развивать правильное звукопроизношение, дикцию, артикуляцию. 1. Детско-родительское совместное изготовление декораций для придуманной сказки в рамках апрельской серии творческих вечерних встреч.

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

3. Презентация картотек. Рекомендовать использовать данные картотеки в домашних условиях.

Май

1. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».

Цель: создать условия для эмоционального подъема детей, привлечь родителей к детско-родительскому игровому взаимодействию с целью речевой и творческой активизации детей и обобщения их представлений о театре и его видах.

2. Итоговое мероприятие. Детский спектакль по мотивам придуманной сказки для детей второй младшей группы.

Цель: развивать навыки монологической и диалогической речи у воспитанников, интерес к театрализованной деятельности, артистичность, уверенность в себе, самостоятельность, творческую и речевую активность, умение пользоваться декорациями.

3. Проведение итогового диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевого развития воспитанников. 1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

2. Детско-родительская квест-игра «По страницам любимых сказок или сказки оживают».

3. Ознакомление с результатами диагностики речевого развития (индивидуально).

4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия, определение перспектив для дальнейшей работы по теме «Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4-5 лет».

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития детей 4–5 лет
Опубликовано: 21 августа 2023 в 10:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД