МААМ-картинки

Конспект урока «Изменение имён прилагательных по родам»

Кудрявцева Ирина Николаевна
Конспект урока «Изменение имён прилагательных по родам»

Цели урока :

предметные

• формировать у учащихся представление о роли в русском языке слов, обозначающих предмет и признак предмета;

• знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного;

• развивать у учащихся умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.

регулятивные

• развитие умения самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

• развитие умения планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

познавательные

Публикация «Конспект урока „Изменение имён прилагательных по родам“» размещена в разделах

• формировать умение работать по алгоритму.

• развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня урок русского языка я начну с чтения отрывка из известного произведения

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

У. : Вы узнали это произведение? (К. Чуковский «Мойдодыр»)

У. : Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке русского языка с этим текстом?

Д: Перечисляют варианты заданий.

Создание ситуации выбора для учащихся.

У. : Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот, кто затрудняется при письме, может выбрать приём «письмо с дырочками сомнениями», а тот, кто чувствует себя сильней, то по ходу может сразу подчеркивать орфограммы.

Учитель диктует отрывок, дети - записывают.

У. : Были ли трудности в письме? Какие? Ребята, как мы можем проверить работу, разрешить наши сомнения?

Д. : Предлагают виды проверок: проверить в паре, прокомментировать вслух, прочитать на предмет орфографии.

Выработка и обсуждение критериев работы.

У. : Что можно оценить в выполненной работе?

Д. : Аккуратность письма, умение правильно определять орфограмму, безошибочное письмо, «слова-сомнения я определял верно».

У. : Откройте учебник на с. 54 упр. 8. Проверьте свою работу. Оцените себя на «ступеньках успеха».

Рефлексия по итогам выполненного задания.

У. : В чем испытывали затруднения? Какие ошибки встречались чаще? Что оценивали по итогу? На что надо обратить внимание в будущем?

II. Изучение новой темы

1. Создание проблемной ситуации.

У. : Мы продолжим работу по этому тексту, возможно, он поможет нам открыть для нас еще что-то новое?

- По предложенной характеристике попробуйте найти соответствующую часть речи.

Учитель предлагает следующую схему: ___ -одушевл., жен. род, ед. ч.

Д. : Находят часть речи - лягушка.

У. : Расскажите, как определили.

У. : Над именами существительными укажите род.

Перед выполнением этого задания, помогите мне восстановить алгоритм определения рода имён существительных

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

а (я)

о (е)

а (я)

мужской родженскийродсредний род

Взаимопроверка в парах

На слайде:

зелён__ лягушка

зелён__ пиджак

зелён__ яблоко

У. :Какие словосочетания можно составить из данных слов?

У. : Почему для построения словосочетаний даны три разных имени существительных и только одно имя прилагательное в трёх формах?

Д. :Чтобы составить словосочетания с данными существительными, надо изменить род имени прилагательного.

2. Определение совместной цели деятельности.

У. : Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Изменение имён прилагательных по родам

У. : Чему мы должны научиться на этом уроке?

Д. :Находить имена прилагательные и научиться определять их род.

У. : Запишите словосочетания, указывая род главного слова и вопрос к зависимому имени прилагательному. Как можно определить род имени прилагательного?

Д. : Род имени прилагательного можно определить по роду имени сущ., с которым оно связано, по окончанию, по вопросу.

У. : Давайте сверим наши предположения с правилом в учебнике на с. 56.

III. Первичное закрепление по алгоритму с комментированием

У. : c. 56 упр. 3

Правильно или неправильно построены словосочетания? Что надо сделать, чтобы исправить ошибки?

Алгоритм действий.

1. Ищу имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.

2. Определяю род этого существительного.

3. По роду имени существительно определяю род имени прилагательного.

4. Чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного, задаю вопрос с ударным окончанием.

У. : Запишите словосочетания правильно.

IV. Закрепление (дифференцированная работа)

1 группа (более подготовленные)

Творческое списывание с. 57 упр. 6

Употреби имена прилагательные, данные в скобках, в нужной форме рода и числа. Выбирай окончания по вопросу.

2 группа (менее подготовленные)

с. 57 упр. 4

Запиши словосочетания, вставляя окончания имён прилагательных. Определи род, используя алгоритм.

У. : Заслушивает высказывания детей и их аргументацию.

Совместно с детьми приходят к выводу, что в разборе местоимений требуются изменения и дополнения.

Проверка с комментированием

V. Работа в группе.

У. : Попробуйте составить план морфологического разбораимени прилагательного.

Д. : Представляют свою работу.

Выбор критерия (совместно с детьми).

У. : Какое требование должно быть к вашей работе?

Д. : Предлагают и приходят к единому мнению, что с помощью этого планаудобно разобрать имя прилагательное.

У. : Я предлагаю вам воспользоваться своим планом. Разберите любое имя прилагательное как часть речи.

Д. : Работают в группе.

Рефлексия.

У. : Сумели ли вы все рассказать о прилагательном, пользуясь своим планом разбора?

- Почему работа прошла быстро и успешно? Оцените вклад каждого в работе группы.

Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал» и т. д.

VI. Итог урока

-Что нового мы узнали о именах прилагательных?

На слайде выражения:«изменяется по родам»

«бывает мужского, женского или среднего рода»

- Какое из данных выражений подходит для характеристики имени существительного, а какое – для имени прилагательного?

- Считаете ли вы, что сможете эти знания применить в работе?

Публикации по теме:

Игры и упражнения для образования относительных прилагательных и их употребление в речи Упражнение «Из чего предмет? Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные. Материал: Металлическая ложка, бумажная.

Логопедическое занятие в старшей группе «Зелёный цвет. Согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Тема: "Зелёный цвет. согласование имён прилагательных с существительными женского рода" Цели и задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия в старшей возрастной группе с ЗПР «Деревья. Изучение относительных прилагательных» Тема: «Относительные прилагательные» по лексической теме «Деревья» Задачи: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;.

Конспект открытого логопедического занятия «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже» Тема: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже» Цель: Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных.

Лексико-грамматический строй речи. Тема занятия «Образование относительных прилагательных» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Относительные.

Работа по формированию имён признаков Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе «Берёзка» «Детский сад № 5», воспитатель.

Игра-лото на образование и употребление притяжательных прилагательных «Птичий двор»Игра-лото на образование и употребление притяжательных прилагательных «Птичий двор» Игра-лото «Птичий двор» Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление притяжательных прилагательных) в.

Конспект занятия по развитию речи «Образование относительных и качественных прилагательных» Лексическая тема: «Лето. Ягоды» Цель: формирование лексико-грамматических средств языка. Задачи: Обогащать словарный запас детей. Обобщить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Изменение имён прилагательных по родам»
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 12:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД