Папки-передвижки

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Алёна Пастухова
Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Влияние дидактических игр на развитие лексико- грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР»

Образовательная область «Развитие речи»

Цель: познакомить воспитателей детских садов с влиянием дидактических игр на развитие лексико – грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Публикация «Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению собственной личности, своего внутреннего мира через диалог с другими людьми.

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Широкая распространённость лексико - грамматичесих нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять этой проблеме должное внимание. Исходя из выше изложенного, я считаю эту тему интересной и актуальной на сегодняшний день.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

1. Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

5 – 6 лет:

• Отработка падежных окончаний существительных ед. ч. ;

• Преобразование существительных в И. п. ед. ч. во мн. ч. ;

• Согласование глаголов с существительными ед. ч и мн. ч. (яблоко – растет, яблоки - растут) ;

• Согласование числительных два и пять с существительными;

• Образование глаголов движения с приставками;

• Употребления простых и сложных предлогов (из-за, из-под, около, возле);

• Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный).

• Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

6 – 7 лет:

• Закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед. ч. и мн. ч. ;

• Согласование существительных с числительными;

• Образование названия детенышей;

• Образование притяжательных, относительных прилагательных;

• Закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов путем сложения (пароход, самолет и т. д.).

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа воспитателя в коррекционной группе нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени.

Коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

1) игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр. ,

2) настольные печатные игры

3) словесные игры.

Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.

Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаё т игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте, кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи, следует использовать игры-драматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.

С детьми также используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении, «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий, «Скажи наоборот» (образование антонимов, «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Литература и методические рекомендации:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников».

3. В. В. Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т. В. Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.

4. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.

5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми».

6. “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.

7. “Программа воспитания” под ред. Парамонова.

8. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.

9. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить».

10. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

11. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 25 марта 2020 в 17:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Пастухова (УИ 316972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД