Приложение МААМ

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] «Спасение планеты РоботоЛандии»

Екатерина Озерова
Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] «Спасение планеты РоботоЛандии»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Дифференциация звуков [Р]- [Л]

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

• Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Р]- [Л] в слогах, словах, предложениях (проговаривание пословиц, чистоговорки).

• Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

• Учить анализировать и преобразовывать слова.

Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] „Спасение планеты РоботоЛандии“» размещена в разделах

2. Коррекционно-развивающие:

• Развивать фонематические процессы.

• Развивать логическое мышление (анализ, синтез, воображение, слуховое восприятие и внимание.

• Активизировать словарь (космос, космодром, космонавт, космический корабль, дружба, дружные, друзья) и пополнять словарь (созвездия, метеоритный дождь)

• Развивать мелкую моторику детей

• Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание

Оборудование: проектор, экран, компьютер, магнитофон, указка, телефон с аудиозаписью голоса робота, конверт с письмом, дидактическое пособие «Логоробот», презентация с видеозаписью пиратов, «Космос»; картинки, в названии которых звуки [Р]- [Л]; мнемодорожка, ребус, с зашифрованным словом дружба, звуковая схема этого слова, магнитные буквы; разрезные буквы Р и Л разного цвета и размера; части ракеты (3 части желтой и 3 части красной ракеты, на каждой части ракеты изображены буквы Л и Р, 6 стульев; 2 стола, песочные часы, музыкальные композиции Жан Мишель Жара «Космическая мелодия», «Магнитные поля», «Воздушная кукуруза»

Дети с высоким уровнем развития

Дети со средним уровнем развития

Дети с низким уровнем развития

Ход занятия:

Речь логопеда Речь ребенка

1. Организационный момент:

Игра «Здравствуй, дружок!»

Здравствуй, дружочек!

Здравствуй, дружок!

Встанем мы вместе

С вами в кружок.

Собрались ребята в круг

Слева - друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети стоят в кругу, выполняют действия по тексту

2. Сообщение темы.

Логопед: Посмотрите, к нам пришли гости. И они что-то хотят нам сказать.

Гости: Ребята, мы получили очень необычное письмо. Посмотрите, пожалуйста (Передают письмо, логопед зачитывает)

Письмо: Спасите нас! Это лоботы с пранеты ЛоботоРандия! Помогите нам, пожаруйсто! Нас захватири Космические пилаты.

Логопед: Я ничего не поняла. А вы?

Логопед: Что же нам делать?

Логопед: Отлично! Мне показалось, что на этой планете пираты совершили неполадки именно со звуками [Р] и [Л], пираты перепутали эти звуки. И чтобы помочь роботам нам нужно научиться различать эти звуки.

Дети: Это роботы, их захватили пираты.

Дети: Нужно роботам помочь!

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед: Вспомните, пожалуйста, чем похожи эти звуки?

Логопед: А чем эти звуки отличаются?

Логопед: Ребята, напишите, пожалуйста, пальчиками в воздухе букву Л, а теперь букву Р локтями и коленками.

А как можно изобразить эти буквы по-другому?

Дети: Это согласные, звонкие, твердые звуки, обозначаем синим цветом.

Дети: Они звучат по-разному. Когда мы произносим звук [Р]– язычок дрожит, а когда звук [Л] - язычок спокойно лежит на бугорках за верхними зубками.

И домики для звуков – буквы пишутся по-разному.

(Дети изображают буквы с помощью рук и ног).

4. Игра «Собери ракету»

Логопед: Итак, нам нужно немедленно отправляться на помощь! На чем?

Но посмотрите, ракеты разобраны! Это пираты постарались… Как же мы теперь полетим?

Дети: На ракете

Каждый ребенок берет по 1 части ракеты и соединяет их. Получаются 2 ракеты – желтая и красная. Садятся на 6 стульев, расставленных по 3, полукругом.

5. Игра «Запуск ракеты» (изолированное произношение звуков)

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (логопед вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Логопед: Включить контакты! (логопед соединяет большие пальцы рук и произносит звук [Л])

Логопед: Завести мотор!

Логопед: 5,4,3,2,1 – пуск!

Звучит музыкальная композиция Жан Мишель Жаре «Космическая мелодия»

Дети: Есть приготовиться! (повторяют движения логопеда)

Дети: Есть включить контакты! (повторяют движение логопеда)

Дети: Есть завести мотор! (Дети выполняют круговые движения кулачками один вокруг другого и произносят звук [Р])

Логопед и дети поднимают поочередно по 1 пальцу на обеих руках, затем поднимают вверх руки, соединяя над головой

6. Игра «Сигнальщики» (развитие фонематических процессов)

Логопед: Вот мы и стартовали. Полюбуйтесь как красиво.

- А где мы находимся?

- На чем мы отправились в космос?

- Кто мы сейчас?

- Откуда мы стартовали на космическом корабле?

- Нужно послать роботам сигнал о том, что мы спешим к ним на помощь. Но так, чтобы пираты не догадались. Вы будете сигнальщики, я буду называть слова, а вы поднимайте красные части ракеты, если услышите звук [Р], и желтые – если услышите звук [Л].

- Роботы, к вам на помощь спешат дружные ребята с планеты Земля, мы отправились на ракете. Уже остались позади Луна, Марс, Юпитер, Венера. Скоро будем!

- В космосе

- На космическом корабле, на ракете

- Космонавты

- Из космодрома

Логопед называет слова, а дети поднимают красные части ракеты, если услышат звук [Р], и желтые – если услышат звук [Л].

7. Игра «Печатная машинка»

Логопед: Посмотрите в иллюминатор прошел метеоритный дождь и разбил многие созвездия. Попробуем их собрать?

(на экране презентация «Космос» на звездном небе заданы слова, названия созвездий: Ворон, Скорпион, Волк, Голубь, Золотая рыба)

Во время выполнения задания звучит спокойная космическая музыка Жан Мишель Жаре «Космос». Слова разбиты по слогам, и перепутаны, рядом – подсказка – изображение рыбки, вороны и т. д. Дети собирают слово и «печатают» это слово на «печатной машинке» (одна подгруппа - отстукивают слово по слогам ладошками по коленкам, другая – на каждый слог хлопает в ладоши, затем показывают столько пальцев, сколько слогов в слове. После этого картинка на экране меняется – «собирается» созвездие.

8. Игра «Собери робота из букв Р и Л»

- Вот мы и приземлились на планету РоботоЛандия. Кажется, это Роботы, но они разобраны. Как же им помочь? Конечно, их нужно собрать.

Но мы должны успеть, пока сыпется песок в песочных часах.

Дети собирают роботов из разрезных букв Р и Л. Звучит музыкальная композиция Жан Мишель Жаре «Воздушная кукуруза», пока сыпется песок в песочных часах

9. Физкультминутка «Мы - роботы»

Логопед: Покажите, как ходят ваши Роботы?

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ла-ла-ла – планета Роботов мала,

Ры-лы-ры – на ней высокие горы,

Ро-ло-ро –вместо головы ведро,

Лу-ру-лу – продолжаем мы игру.

Дети двигаются как Роботы и проговаривают чистоговорку.

10. Игра «Соедини картинки»

Под столами находятся 6 карточек, которые соединяются попарно в виде пазлов.

Логопед: Ребята, посмотрите на карточки, вас ничего не удивляет? Слова похожи, но чем-то отличаются.

Логопед: Действительно, в одних словах звук [Р], а в других словах звук [Л].

Эти карточки нам еще пригодятся, оставим их себе. Дети соединяют картинки, и объединяются парами, называя свои картинки:

Рак-лак

Игла-игра

Мил-мир

- Слова отличаются одним звуком.

- В одних словах звук [Р], а в других словах звук [Л]

- Было слово РАК, а стало слово ЛАК.

11. Игра «Волшебная палочка» (развитие фонематических процессов)

Логопед: Посмотрите в бинокли, вы видите еще карточки?

Какой звук встречается в этих словах?

Логопед: Давайте возьмем волшебную палочку и попробуем поиграть с этими словами. Поменяем в словах звук [Р] на [Л], а другая команда – наоборот [Л] на [Р].

Въезжает Логоробот (звучит аудиозапись) : Здлавствуйте, лебята! Спасибо, что нашри нас! Мы быри очень длужные Лоботы, но пилаты нас поссолири, захватири и сромари!

Дети соединяют пальцы в полукруг и приставляют перед глазами, смотрят и видят карточки на полу.

- В одном полукруге в словах звук [Р], а в другом - звук [Л]

Дети присаживаются перед карточками на ковер в круг, берут указку – «Волшебную палочку» и поочередно дотрагиваются указкой до карточки и называют слова, меняя звуки.

Булки (бурки, пил (пир, лов (ров,

роза (лоза, рожки (ложки, рама (лама)

12. Игра с дидактическим пособием «Логоробот»

На экране появляется видеозапись с пиратами.

- Ага, попались! Нашли мы вас!

- Рылога, все пропало, все пропало, они уже собрали роботов, починили слова, нашли самого главного Логоробота…

- Все продумано, Ларога! Робот уже неисправный и батарейки его ты хорошо спрятал. Ему осталось всего 2 минуты! Ха-ха-ха! И ему уже никто не поможет!

- Рылога, кажется эти батарейки я потерял… Эти батарейки у ребят в руках! Все пропало…

- Ларамба, как так? Ну ничего, они все-равно не догадаются как батарейки-карточки правильно распределить по карманам!

Видео прерывается.

Логопед: Ребята, вы слышали, пираты что-то сказали о батарейках?

- О каких кармашках шла речь?

- Нужно срочно поставить батарейки Логороботу. Эти батарейки - карточки нужно правильно распределить по карманам. Но как? Кармашки со схемами…

Логоробот (аудиозапись) : Спасибо, лебята! Я спасен. Но еще не исплавлен.

На экране возобнавляется видеозапись с пиратами.

Пират: Рылога, все пропало! Они нашли батарейки и правильно их распределили по кармашкам!

Пираты: Ха-ха-ха, Ларамба я зашифровал самое главное слово, от которого все заработает в исправности. Уж с этим заданием они точно не справятся!

Логопед: Ребята, посмотрите на Логоробота внимательно, вы видите зашифрованную запись?

- Как Вы думаете, что эти рисунки обозначают?

- Что обозначает картинка с изображением планеты и рукопожатий?

- Что обозначает картинка с изображением сердца?

- Что обозначает картинка с щитом?

- Что обозначает картинка с изображением слона?

- Посмотрите на другие картинки, что обозначают они? Попробуем запомнить первые звуки в словах.

- Какая первая картинка, какое слово обозначает? Какой первый звук в этом слове? Найди эту букву.

- Какая вторая картинка?

- Какая следующая картинка,

какое слово обозначает? Какой первый звук в этом слове? Найди эту букву.

Логоробот : Спасибо, теперь наша планета в полном порядке! Вы нас спасли вовремя! Наша планета могла погибнуть навсегда!

Логопед: Логоробот, а у нас все получилось, потому что делали все сообща, вместе и.

Ведь все мы,

а значит победила!

Наши ребята много знают пословиц о дружбе. И сейчас они вам их расскажут.

Робот вручает подарки детям.

На экране видеозапись с пиратами.

Пираты: Рылога, я больше не хочу быть пиратом. Я хочу дружить со всеми! Ты как хочешь, а я отправляюсь домой!

Логопед: И нам пора прощаться, домой возвращаться.

- Батарейки – это картинки, которые мы нашли!

- Кармашки на роботе!

- На схемах указано место звука в слове

Дети распределяют карточки по разным кармашкам, в зависимости от места звука в слове.

Дети показывают на схематичную запись слова (ССГССГ) и на мнемодорожку с ребусом.

Дети читают мнемодорожку (мир, любовь, защита, сила)

- Мир

- Любовь

- Защита

- Сила

- Дом, первый звук [Д] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом. Вот домик для этого звука - буква Д.

- Роза, первый звук в слове [Р] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом. Вот домик для этого звука - буква Р.

- Улитка, первый звук в слове [У] – гласный, обозначаем красным цветом. Вот домик для этого звука - буква У.

Дети отгадывают зашифрованное слово по первым звукам в словах (дом, роза, улитка, жук, бочка, апельсин - ДРУЖБА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки

- Дружно

- Друзья

- Дружба

- Без друга в жизни худо.

- Хороший друг всегда приходит вовремя.

- Для дружбы нет расстояния.

- Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

- Ты гроза грозись, а мы друг друга держись.

- Дружба великая сила!

- Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

13. Релаксация

Закрывайте глаза, мы сейчас окажемся в группе. Как приятно путешествовать в космосе, мигают звезды. Путь домой всегда короче. Звучит музыкальная композиция Жан Мишель Жаре «Кислород»

Дети с закрытыми глазами кружатся или раскачиваются стоя на месте

14. Подведение итогов.

Логопед: Ребята, скажите нашим гостям, мы спасли Роботов?

Мы со всеми заданиями справились?

Что особенно было сложно выполнить? А что вам запомнилось в пути?

А почему у нас все получилось?

- Мы спасли роботов с планеты Роботоландия.

- Мы справились.

- Нам понравилось путешествие.

- Мы трудились вместе и дружно. Нам помогла дружба.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

«Гномики». НОД по дифференциации звуков [п]-[п’] Виды деятельности: игровая, речевая, познавательная, продуктивная. Цель: Развивать у детей фонематическое представление Задачи: • Познакомить.

«Идем на день рождения». Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Д’] Ход занятия: 1. Поздоровались. Тихо сели девочки, мальчики. 2. Какой первый звук в словах: ДОМ, ДЫМ, ДАЧА ДИВАН, ДЕТИ, ДЯДЯ 3. Сообщение темы.

Игры для дифференциации шипящих звуков Игры на дифференциацию шипящих звуков. Подготовила: Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Улыбка» Абрамова Людмила Валентиновна 1. «Прогулка.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [р]-[л] Задача. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах, предложениях, скороговорках. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выделение звука.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З] и [Ж] Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34» Фонетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации звуков [С] — [З] Цели: - Различение звуков [с] – [з] на слух и в произношении в словах, фразах и сказке; - Закрепление навыков слогового и звукового анализа.

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе Цель: дифференцировать звуки С, Ш в устной речи,закрепить навыки правильного произношения звуков С, Ш. Задачи: a) подготовить артикуляционный.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Л] , [Р] Цели: 1. Дифференцировать «Л» («Л»)- «Р» («Р») в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематическое восприятие. 3. Развивать слоговой.

Упражнения для дифференциации звуков Рекомендации для родителей. Уважаемые родители, данные упражнения помогут вам закрепить с ребёнком пройденный материал. Целью данных упражнений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] «Спасение планеты РоботоЛандии»
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 09:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Р]-[Л] «Спасение планеты РоботоЛандии»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Озерова (УИ 266657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД