Папки-передвижки

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух-невидимка» (5 фото)

Люзия Ильясовна Шайхутдинова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

МБДОУ «Бакаевский детский сад»

Экспериментирование «Воздух – невидимка»

Шайхутдинова Л. И., воспитатель I категории

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух-невидимка»
Фото «Воздух-невидимка»
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе - фото
Фото №1 Конспект образовательной деятельности в старшей группе МБДОУ Бакаевский детский сад Экспериментирование Воздух невидимка Шайхутдинова Л Фото №2 воспитатель категории

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Задачи:

1. Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

2. Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

3. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-

исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре.

Ход ОД

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом).

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите на гостей, улыбнитесь.

Проходите и садитесь на стульчики.

Проводится подвижная игра «Пузырь»

Описание игры: Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Сафина, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Камиле. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь» : наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку.

Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т. е. опять раздувать пузырь.

Заканчивается игра так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели.». Дети разбегаются в разные стороны.

Правила игры

1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.

2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.

3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ.

- Дети, нам кто-то звонит»

Открывается слайд : аудио-видеообращение Знайки к детям «Здравствуйте, ребята! Это я, Знайка. Я знаю, что вы любознательные и поэтому хочу похвастаться, что недавно прочитал очень интересную книгу. А называется она «Опыты и эксперименты». Я поспешил с ней в свою лабораторию. Эта книга помогла мне в увлекательной форме узнать много интересного об окружающих предметах. А ещё я отправил вам посылку с ценным подарком. До свидания, до связи!»

Почтальон вносит посылку. Воспитатель с детьми открывают её, посылка пустая.

- Видимо Знайка торопился и забыл положить в посылку свой подарок. Ничего страшного, пришлёт в следующий раз. А я хочу пригласить вас в свою лабораторию. В ней мы попробуем поэкспериментировать так, как это делает академик Знайка в своей лаборатории.

- Вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.)

- Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующего лабораторией. (Воспитатель надевает белый халат.). А вы будете научными работниками (учеными) лаборатории. (Дети надевают фартуки.)

- Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил:

Правило 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место.

Правило 5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Организация проблемной ситуации.

- Что мы будем исследовать, вы узнаете из загадки.

Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что пройдет в любую щель.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

- Что это? (Воздух)

- Итак, что же мы будем исследовать сегодня на занятии. (МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ИССЛЕДОВТЬ СВОЙСТВА ВОЗДУХА)

Сегодня я, руководитель научной лаборатории, предлагаю нам с вами, уважаемые ученые, изучить свойства воздуха. Согласны? (Да).

- Тогда приступаем.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

- А давайте, попробуем поймать ладошками. Получается? Не получается.

- А если воспользоваться полиэтиленовыми пакетами?

Давайте проведем 1– й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый со стола в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета? (воздух)

- На что похож мешок? (на подушку, шар (каждый ребенок предполагает свой ответ)

- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Опыт № 2 «Воздух легкий»

-Дети, подойдите к столу, пожалуйста (на столе стоит тазик с водой).

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

- Опустите, дети, по очереди игрушки, которые стоят тут на столе. Что происходит? (Игрушки плавают сверху.)

ПОЧЕМУ ОНИ ПЛАВАЮТ?

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Теперь, Айзиля, опусти стаканчик в воду. Что случилось? (Она утонула.)

Вынь, Айзиля, стаканчик, вылей воду, закрой стаканчик крышечкой и снова опусти в воду. Что вы видите, дети? (Стаканчик плавает сверху). Почему? (Предположения детей.)

- Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

- А, как вы думаете, воздух можно услышать? (Ответы детей.)

Опыт № 3 «Воздух можно услышать»

- Каждый возьмите себе воздушный шарик (я тоже себе возьму, надуйте его. (Дети надувают.) А теперь отпустите его. Что вы услышали? (Шипение.) Откуда этот звук? (Воздух с силой вырвался из шарика, мы его услышали.)

- Таким образом, мы смогли услышать воздух? (Да, смогли.)

Физкультминутка «Шарик»

- А я свой шарик не отпустила, я его завязала ниточкой. Мы с этим шариком поиграем. Правила игры таковы.

- Я буду подбрасывать воздушный шарик. Пока он летит, можно шевелиться, бегать. Как только он коснется пола, все должны застыть и не улыбаться.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)

Давайте проверим?

Опыт № 4 «Воздух внутри человека»

- Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

- А откуда он берется внутри нас? Как же воздух попадает в нас?

(Мы его вдыхаем через нос или рот.)

- А как вы думаете, могли бы мы прожить без воздуха? (Ответы детей.) Всему живому на Земле – людям, растениям, животным – необходим воздух. Без воздуха мы погибнем.

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

- Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

- Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

- А теперь, ребятки, пройдите и садитесь за столы.

- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

- Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 5: Движение салфетки.

- Дети, возьмите салфетку за верхние углы пальцами, поднесите к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)

- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

- Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы.

Опыт 6. Воздух не имеет запаха

-А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Чем может пахнуть воздух?

Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? (нет)

Какой запах у воздуха? (нет запаха).

Какой можно сделать вывод? (воздух не имеет запаха)

Вывод : У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Попробуйте догадаться, в каком кендере, что находилось.

Потому что в них были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Сначало под 1 номером, под 2 .

-Чем пахнут? Чесноком, апельсином.

Имеет ли воздух свой запах?

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод : чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Как бы ароматно не пахло вокруг нас, дышать хочется чистым, свежим воздухом. Но, к сожалению, люди очень сильно его загрязняют (показ слайда №3 – дым из труб,

слайдов №4 ; 5 – выхлопные газы от работающих машин и стремление людей защититься от них).

Воздушная оболочка Земли слишком мала, её надо беречь (слайд №6 – фото Земли из космоса, на котором видна узкая воздушная оболочка).

Вывод: человеку нужен чистый воздух, его необходимо беречь

-Ребята, я, кажется, догадалась, что за ценный подарок Знайка прислал нам! А вы? Ну конечно же ВОЗДУХ.

- А вы знаете, что воздухом можно рисовать? И это техника называется кляксография. Как называется такая техника рисования? (кляксография)

Я предлагаю сделать сюрприз Знайке: нарисовать картины и отправить ему по почте. У меня даже есть конверт для этого.

Итак, давайте приступим к рисованию. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Сделаем кляксу! Кляксу делайте по своему настроению. Если вам весело берёте тёплые тона, если грустно – холодные. Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на лист. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги и раздуйте краску по листочку. (Дети выполняют рисунки в технике кляксография).

- Молодцы, дети! Как только наши рисунки высохнут, положим их в конверт, и я отнесу его на почту. Уверена, он будет рад.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- Уважаемые учёные, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории закончились. Мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся).

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Он есть везде, но мы его не видим, но мы его можем поймать; воздух легкий, он есть внутри человека, он нужен всем живым существам, чтобы жить, без него не прожить и 1 минуты; воздух можно услышать.

Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

- Вам понравилось быть молодыми учеными? (Ответы детей).

Кому вы расскажете о нашем исследовании? (Ответы детей)

- Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.

Рефлексия.

- Ребята, что же такое воздух, давайте закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха - запереть воздух, поймать в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух тяжелее воды.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник»Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-волшебник» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 20 октября 2024 в 22:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух-невидимка»» (включая файлы) размещена пользователем Люзия Ильясовна Шайхутдинова (УИ 188523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД