ирина солдатенко
Конспект НОД «Звуки [Н] — [Н’]. Буква «Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н"
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
2. Учить ориентироваться на листе бумаги.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференциро-вать их на слух и в произношении.
4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
6. Учить анализировать и преобразовывать слова.
Публикация «Конспект НОД „Звуки [Н] — [Н’], Буква „Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
7. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предло-жение с предлогами.
Задание 1. Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухо-вого внимания и силы голоса).
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко, ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т. д.
Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.
Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове : Это дива. (звук [Н] вы-деляется голосом).
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Н] :
— губки свободны;
— зубки видны, но не сомкнуты;
— язычок кончиком прижат к верхним зубам;
— воздух проходит через носик;
— горлышко «работает».
Символ звука : погоняем лошадку: «Но.» (см. цветную вклейку). Ха-рактеристика звука : звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки».
Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но.» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на.».
Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]» :
н, п, б, н, м, м, н. ; на, па, ан, он, мы, ну. ; Наташа, Маша, моло-ко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд:
на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин.
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.
Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кру-жок с колокольчиком).
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].
Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т. д.
Задание 11. Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.
Задание 12. Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поса-дить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол. и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на ди-ван.) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом. Затем взрослый объясняет зна-чение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сде-лал? Над чем ты поднял руку?. Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)
Составить предложения по картинкам:
Кот спит. (на окне). Мальчик сидит. (на стуле).
Солнышко светит. (над домом). Птица пролетает. (над дере-вом).
Выбрать нужный предлог (на, над) :
Самолет летит. лесом. Бабушка спит. диване.
Составить предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
Задание 13. Знакомство со звуком [Н'].
Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Символ звука : девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!». (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']» :
нь, вь, пь, нь. ; ви, ни, ань, акь. ; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н'], определить место звука в каждом слове (при затруд-нении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н'].
Задание 17. Выучить чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.
Задание 18. Дифференциация звуков [Н] — [Н'].
Назвать первый звук в словах :
Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах :
стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
на-на-на — ня-ня-ня; ны., ну., но. ; ня-ня-ня — на-на-на; не.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках :
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н']) :
ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук :
налево — (направо, высоко —. , под —. , верхний —. , высу-шить —.
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспом-нить слова со звуками [Н] и [Н']).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над.
В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н'] :
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку.
Задание 19. Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Н?
Игры с буквой.
Задание 20. Анализ слов Ната, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т. д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван.
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.