МААМ-картинки

Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»

Надежда Тараканова
Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»

В вашем детском саду много красивых игрушек, новое игровое оборудование и мебель? Достаточно ли этого для развития и воспитания дошкольников? Оцените, насколько предметно-пространственная среда в групповых помещениях соответствует современным требованиям. Предлагаем воспользоваться готовыми табличными формами для проведения тематических проверок.

Публикация «Тематическая проверка „Реализация требований ФГОС до к развивающей среде“» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.

В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.

Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде-полифункциональность материалов. Она предполагает:

• разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);

• наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.

РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.

Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.

Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.

На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?

– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-педагогическим требованиям.

– Игровое оборудование не соответствует потребностям игровой деятельности детей.

– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.

– Плохое зонирование группового помещения, отсутствуют различные игровые пространства.

– Преобладают традиционные игровые уголки.

– Отсутствует уголок уединения.

– Расположение столов и стульев фиксированное, дети не используют их в самостоятельной игровой деятельности.

– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.

– Отсутствуют предметы-заместители.

– Много старых, изношенных, однотипных игрушек.

– Комплект игрушек и игр не меняется в течение учебного года.

– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.

– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.

– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.

Как организовать тематическую проверку

Чтобы организовать тематический контроль, старшему воспитателю необходимы критерии оценки РППС разных групп. Данные критерии он может сформулировать на основе требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, сгруппировать их по темам и внести в таблицу для фиксации результатов контроля.

Предварительно следует разобрать каждый из критериев оценки РППС с воспитателями. Так они смогут подготовиться к проверкам и уделить внимание отдельным вопросам организации группового пространства.

Кроме тематической проверки, старший воспитатель может организовать взаимопосещения воспитателями параллельных групп. Это позволит комплексно подойти к вопросу создания РППС и получить более объективную оценку.

Для сравнительного контроля состояния РППС в двух (или трех, если детский сад многокомплектный) параллельных группах можно использовать только основные критерии. Данный контроль осуществляют воспитатели сравниваемых групп. Наблюдение проводится в позитивном и мотивирующем русле. Благодаря этому они самостоятельно обнаруживают недоработки в создании РППС своей группы и стараются быстро их исправить.

Особое значение имеет контроль за приведением РППС в каждой группе в соответствие календарно-тематическому планированию. Он наглядно демонстрирует подготовку воспитателя к каждому рабочему дню.

Старший воспитатель может осуществлять проверку по некоторым вопросам в течение недели или месяца и составить картину о вносимых (или не вносимых) педагогами изменениях в РППС в разных возрастных группах в соответствии с планом работы на каждый день.

В качестве примера в приложениях 1–2 представлены таблицы для фиксации результатов тематического и сравнительного контроля.

Как работать с табличными формами фиксации результатов контроля

Чтобы зафиксировать результат наблюдения в таблице, старший воспитатель использует элементарные критерии:

«да»требования ФГОС ДО реализуются;

«нет»требования ФГОС ДО не реализуются.

Затем он анализирует полученные результаты и делает вывод по итогам проверки. В графе «Примечание» старший воспитатель может подробно зафиксировать результат оценки, чтобы указать воспитателю на его конкретные достижения или недоработки.

Например, отсутствует системный подход к созданию и наполнению центров развития в группе. Или воспитатель не пополняет центр развития новыми материалами в соответствие с задачами календарно-тематического плана.

В этом случае старший воспитатель дает рекомендации воспитателям: «Регулярно пополнять» или «Изменить свое отношение к обновлению и своевременному пополнению дидактическими и игровыми материалами всех центров развития в группе». Можно указать конкретные темы игровых и дидактических материалов.

Рекомендации воспитателя, который оценивал РППС параллельной группы, также вносятся в графу «Примечание».

По результатам тематического контроля старший воспитатель пишет справку, в которой дает оценку РППС в конкретной группе и формулирует рекомендации педагогам.

Табличные формы фиксации результатов наблюдения дают наглядную картину состояния развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Они могут быть полезны в работе, как старших воспитателей, так и воспитателей.

Зная критерии оценки, педагоги смогут постепенно привести развивающую предметно-пространственную среду групп в соответствие требованиям ФГОС ДО.

Приложение 1

Таблица для фиксации результатов тематического контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДО»

Вопросы контроля Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО) Примечание

да нет

1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС) учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО

2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность

3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников

4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы)

5. В группе созданы условия для развития и образования детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития

6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей

7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей

8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие

9. Воспитанники свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения

10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности:

– игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр

– коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

– познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

– восприятие художественной литературы и фольклора

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы

– изобразительную (рисование, лепка, аппликация)

– музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

двигательную (овладение основными движениями)

11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы

12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности

13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей

14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни

15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми

16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям

17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений

18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня

19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов)

20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц)

Приложение 2

Таблица для фиксации результатов сравнительного контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в группах календарно-тематическому плану и плану проектной деятельности» (сравниваются параллельные возрастные группы)

Вопросы контроля Сравниваемые группы Примечание

группа № группа №

да нет да нет

1. Содержание РППС группы соответствует возрасту детей

2. Содержание РППС группы соответствует развивающим, образовательным и воспитательным задачам планируемого дня

3. Игровой материал в группе обеспечивает двигательную активность детей и соответствует задачам планируемого дня

4. Содержание центров развития в группе систематизировано, регулярно пополняется в соответствии с задачами планируемого дня

5. Воспитатель использует электронные образовательные ресурсы в ходе образовательной деятельности с целью реализации образовательного проекта согласно плану

6. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой

7. РППС группы обеспечивает возможность свободного общения детей со сверстниками и педагога с детьми

8. РППС группы обеспечивает возможность совместной деятельности детей и взрослого

9. РППС группы предоставляет детям возможность для разных видов двигательной активности

10. В группе оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы

11. В группе имеются предметы для проведения культурных практик, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности с учетом региональных национально-культурных особенностей

12. РППС группы содержательно-насыщенная, легко трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная. Материалы и оборудование исправны

13. Разнообразие материалов РППС группы обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с водой и песком в соответствии с задачами планируемого дня

14. РППС группы не нарушает эмоциональное благополучие детей и предоставляет им возможность для самовыражения

15. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям

16. В группе имеются аудио- и видеоматериалы, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации детской деятельности в соответствии с планом и содержанием проектной деятельности

17. Воспитатель активно использует все компоненты РППС в ходе образовательной деятельности с детьми

18. РППС создает условия для участия родителей (законных представителей) детей в образовательной деятельности

19. В группе представлены итоговые продукты образовательных проектов; элементы очередного этапа текущей проектной деятельности

Публикации по теме:

Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС до В связи с введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г., вопрос.

Консультация «ФГОС до. Требования к развивающей предметно-пространственной среде» Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особенно актуально. ФГОС ДО раскрывают требования.

Макеты в предметно-развивающей среде группыМакеты в предметно-развивающей среде группы Автор: Колесникова Лариса Владимировна. Воспитатель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 183 "Детский сад.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Реализация проектной деятельности, посвящённой Дню Победы. Фотоотчёт по тематической развивающей средеРеализация проектной деятельности, посвящённой Дню Победы. Фотоотчёт по тематической развивающей среде Продолжая тему военно-патриотического воспитания дошкольников и создания соответствующей предметной среды нельзя не коснуться празднования.

Реализация требований ФГОС посредством технологий деятельностного типа на уроках «Изобразительного искусства» Инновационные подходы в работе учителя ИЗО. Реализация требований ФГОС через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной.

Региональный компонент в предметно-развивающей средеРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Дорогие друзья и коллеги. Мы живём на Кубани. Наш край очень красивый, плодородный, тёплый. Здесь проживает более 100 национальностей. И,.

Современные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУСовременные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ ГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одно из требований касается организации развивающей.

Справка по тематическому контролю Реализация требований ФГОС в оснащении развивающей предметно–пространственной среды ДОУ Комиссия в составе заведующего ___, старшего воспитателя ___, старшей медсестры___ в период с __ по __ 201_г. проанализировала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»
Опубликовано: 28 октября 2016 в 15:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД