Юлия Русяева
Теоретические аспекты проблемы формирования связной устной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Связная устная речь является наиболее сложно организованной формой взаимодействия человека с окружающими. Наряду с такими компонентами как звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь является частью сложной системы, где все компоненты взаимосвязаны как между собой, так и с другими психическими функциями.
Публикация «Теоретические аспекты проблемы формирования связной устной речи дошкольников» размещена в разделах
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие связной устной речи, непременно, происходит в контексте становления всех компонентов речи в целом. Также необходимо обратить внимание на положение Л. С. Выготского о единстве законов нормального и аномального развития, содержание которого позволяет рассматривать этапы развития речи ребенка с нарушением интеллекта в том же алгоритме что и развитие речи нормально развивающегося ребенка.
А. А. Леонтьев в рамках психолингвистического подхода выделяет несколько этапов формирования речи :
– подготовительный этап (до 1 года);
– преддошкольный этап первоначального овладения языком (от года до 3 лет);
– дошкольный этап (от 3 до 7 лет);
– школьный этап (от 7 до 17 лет).
В норме, речь каждого ребенка развивается по данной схеме. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Около двух месяцев появляется гуление и к началу третьего месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.).
С пяти месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С шести месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи : не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 месяцев появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Значения слов становятся все более определенными.
К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
Ко второму году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.
На протяжении периода от трех до семи лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.
Дети четвертого года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение.
На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложно-сочиненных и сложноподчиненных предложений.
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.