Папки-передвижки

Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (2 фото)

Бакурова Лариса Николаевна
Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Бакурова Лариса Николаевна

Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К данной категории относятся дети, которые имеют некоторые отклонения в развитии как в физическом, так и в психологическом плане. Фраза «ребенок с ОВЗ» означает о необходимости создания специальных условий для жизни ребенка, в том числе и в образовательном учреждении, в которое поступает ребенок. Появление ребенка со статусом ОВЗ в дошкольных группах образовательного учреждения побуждают педагогов искать, находить и применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического процесса. На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим, служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. Исходя из возможности детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

Публикация «Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

-оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера;

- на занятиях предоставляется возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

-нормализация и регуляция психических процессов и свойств : восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

-тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений, формирование правильной осанки и походки;

-развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

-обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.

Музыкальные способности-персональные психологические характеристики личности, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в сфере музыки. В той, или иной степени музыкальные способности появляются фактически у всех людей. Ярко воплощенные, персонально проявляющиеся музыкальные способности именуют-музыкальной одаренностью.

Музыкальные способности представляют собой условно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических качеств. Они имеют все шансы уцелеть после утраты умственных возможностей в следствии психических болезней, а еще находиться у людей, страдающих слабоумием. Порой совокупность музыкальных способностей обозначают единым понятием «музыкальность». По определению Б. М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических отличительных черт, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной работы. В прочем это определение музыкальности не принимает во внимание каких-либо тонких качественных черт этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду традиционно «количественный аспект», понятие «музыкальность» отображает «качественный аспект» эмоционального взаимодействия личности и музыки.

Проблема диагностики музыкальности, содержит в себе интересное противоречие. В практических упражнениях с ребенком, относительно не сложно выделить детей с ярко выраженной музыкальностью. Но достигнуть конкретного ответа на все возникающие здесь вопросы, исследователям не удается. В иностранной музыкальной тестологии, поиски признаков музыкальности, проводятся на базе исследования способности создавать звуковые структуры. Из числа отличительных показателей музыкальности, называют, кроме того раннее проявление музыкального слуха, присутствие устойчивой необходимости и избирательности в музыкальных эмоциях, музыкальную активность (стремление слушать, напевать, придумывать музыку, природную (т. е. не привитую педагогом) выразительность исполнения.

Нередко неспособность к музыке, изъясняют отсутствием или же очень невысокой степенью выраженности музыкальных способностей. С эмоциональной позиции это не совсем правильно. Неспособность к музыке невозможно перепутывать с амузиями (патологическими нарушениями психических функций) и с музыкальной неразвитостью, вызванной отсутствием воспитательного музыкального действия.

Задатками, в психологии именуют врожденные анатомо-физиологические, нейрофизиологические отличительные черты личности (например, качество органов чувств, движения, высшей нервной деятельности и др., имеющие весомо значение для становления способностей. Задатки многозначны: на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности, в зависимости от характера требований, что предъявляются к человеку в ходе освоения какой-нибудь деятельности. Задатки-природная база отличий людей по способностям. В задатках неизбежно смешиваются факторы наследственные (генетически обусловленные, врожденные (связанные с условиями внутриутробного развития, возрастные (психологические отличительные черты, свойственные любой возрастной ступени развития) и социально-культурные. Отделить их друг от друга чрезвычайно тяжело. В развитии задатков взаимодействуют процессы биологического созревания, действие среды (обучение и воспитание) и отличительные черты работы органов чувств и движения при выполнении деятельности. Задатки не создаются в ходе развития и воспитания, но и не пропадают, в случае если отсутствовали нужные условия для их обнаружения. При схожих действиях задатки меняются у различных людей разнообразно. Вероятна, к примеру, так называемая взрывная реализация задатка, т. е. взрывное формирование способности : способность складывается на протяжении дней, недель, как это случается у некоторых вундеркиндов. В аналогичных случаях скорость формирования способности рассматривается как показатель высочайшей представленности задатка. Но вполне возможно и постепенное выявления задатка, достаточно медленное и настолько же полноценное формирование на его базе предопределенной способности.

Музыкальный слух-одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает не возможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. Развитие у детей музыкального слуха, прежде всего его главной, звуковысотной «составляющей», во многом зависит от направленности и организации тех видов музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, как уже отмечалось, в первую очередь относится пение-один из основных и наиболее естественных видов музыкальной деятельности дошкольников.

Применение речи в обучении музыке- один из основных видов преподавательских принципов К. Орфа. Он заключается не столь в самом прецеденте применения речи, сколько в мировозренческом подходе к ее значимости значению в первоначальном обучении музыке.

Речевой слух-одна из основ слуха музыкального. Малыш обучается пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. Образное моделирование и воссоздание высотных, ритмических и динамических соотношений звуков с поддержкой голоса, дают возможность ребенку ощутить интонационный смысл музыкального звучания и раскрыть полный ряд ассоциативных чувств. Подобная работа дает возможность дошкольнику раскрыть представляемые особенности исследуемых предметов в игровой ситуации и образно почувствовать себя в их роли. Это обуславливается тем, что детям дошкольного возраста с ОВЗ, характерно одушевлять, «возрождать» безжизненные предметы реальности. Подобное «олицетворение» содействует формированию вымышленной ситуации и зарождению игровой деятельности.

Интересны игровые упражнения с применением «собственных» музыкальных инструментов, они считаются значимым шагом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. предоставляют ребенку шанс просто изучить и осознать понятие ритма (ритмического рисунка, образующего необходимый компонент мелодического движения. Использование на занятиях детских музыкальных инструментов, способствует решению следующих коррекционных задач:

-развития внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного выступления и исполнения;

-формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д. ;

-развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д. ;

-развитие музыкально-ритмического чувства;

-формирование навыков коллективной деятельности. Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д. ;

В теле человека находится и заключено все, что нужно для продуцирования и исполнения музыки. Многообразие тембров, образующихся при ударе ладошками по его разным частям, абсолютно соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты-это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.

Значение словесного метода в формировании музыкального восприятия также весьма велико. Речь идет не о каком-либо пересказе (занятие бессмысленное и вредное, а о потребности углубить понимание музыки ребенком. С помощью эффектного исполнения и искусно выполненной беседы, воспитатель способен не только привить ребятам заинтересованность, влюбленность к музыке, увеличить представления о некоторых явлениях реальности, а и расширить их внутренний мир, эмоции, выработать высоконравственные особенности, круг интересов. Ребенок нуждается в радости! Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства! Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением и эмоциями, не пропущенные через себя, не становятся полезными!

Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Фото №1 Теоретические основы процесса развития
Публикации по теме:

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы процесса развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 12:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД