Получи документы

Тренинг для педагогов «Как избавиться от стресса и укрепить свое психологическое здоровье»

Галина Зимникова
Тренинг для педагогов «Как избавиться от стресса и укрепить свое психологическое здоровье»

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи:

1. Познакомить с понятием стресса, его влиянием на организм человека.

2. Освоить новые способы снятия психоэмоционального напряжения, усталости.

3. Активизировать личностные и групповые ресурсы коллектива.

4. Стабилизировать психоэмоциональное состояние педагогов.

Формы проведения тренинга - круг, свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Ожидаемые результаты:

Публикация «Тренинг для педагогов „Как избавиться от стресса и укрепить свое психологическое здоровье“» размещена в разделах

-Понижение внутренней тревожности участников.

-Формирование позитивного мышления и настроя.

-Увеличение работоспособности педагогов.

-Сплочение коллектива

Ход тренинга:

Психолог: Здравствуйте, коллеги. Сегодня предлагаю обсудить достаточно важную тему- стресс в нашей жизни. Сейчас со всех сторон идут потоки различной информации, слушая которую мы становимся тревожными, нервными или, наоборот, на нас накатывает апатия. Как же сделать так, чтобы окружающие события нанесли наименьший вред нашей психике, какие применять упражнения для снятия эмоционального напряжения, мы сегодня и поговорим. Для начала я хочу кратко вам рассказать, что такое стресс.

Стресс — это совокупность физиологических и психологических реакций организма на определенный стимул — так называемый стрессовый фактор. Как известно, организм людей, которые постоянно подвергаются воздействию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у тех людей, которые живут в спокойствии.

Стресс бывает 3 видов и каждый из них оказывает различное влияние на самочувствие человека:

• психологический или эмоциональный – возникает из-за сильных положительных или отрицательных эмоций;

• физиологический, связанный с воздействием таких внешних факторов, как жажда, голод, боль, жара;

• кратковременный и хронический

Три стадии стресса

• Стадия мобилизации: происходит всплеск энергии, сердце начинает биться чаще, дыхание становится поверхностным, артериальное давление повышается, усиленно выделяется адреналин и другой «гормон стресса» — кортизол. Это в некотором смысле «первобытная» реакция, которая готовит организм к выполнению команды «бей или беги».

• Стадия сопротивления: первый шок проходит, выработка гормонов несколько снижается (но все еще выше нормы, однако организм продолжает пребывать в состоянии повышенной готовности.

• Стадия истощения: если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Длительное состояние стресса может вызвать срыв адаптационных механизмов и развитие хронических болезней.

Признаки состояния стресса у различных людей имеют много общего, это:

• вегетососудистые симптомы: головная боль, дрожь, потливость, холодные конечности, утомляемость;

• тахикардия и боли в груди;

• напряжение мышц, бруксизм;

• расстройства ЖКТ: колики, диарея, запор, тошнота;

• нарушения пищевого поведения, приводящие к прибавке или потере веса;

• простудные и инфекционные заболевания, возникающие в связи со снижением иммунитета;

• эмоциональные проблемы — чувство подавленности, тревоги, замкнутость, невозможность расслабиться, пессимизм, снижение либидо;

• когнитивные нарушения — забывчивость, низкая концентрация внимания;

• проблемы со сном.

При этом необходимо отличать стресс от нервного напряжения. Нервное напряжение — состояние тоже очень неприятное, но оно относится к душевным волнениям, а вот стресс не обходится без существенных физиологических и гормональных изменений.

Ну, а теперь пришло время рассказать, как бороться со стрессовым состоянием.

Перед тем как начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение, и самочувствие преобладает в нашей группе.

Упражнение «Ваше настроение»

Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.

Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).

Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

Далее психолог трактует значение цвета.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.

-Для того чтобы не попасть в лапы стресса существуют определенные методы помогающие стабилизировать собственное психофизическое состояние. Они помогают переключиться и тем самым улучшить свое состояние. К ним относятся:

Дыхательные техники.

Например, «Дыхание по квадрату». Дыхание будет состоять из четырёх тактов (вдох-задержка дыхания-выдох-задержка дыхания) равных по продолжительности, то есть в пропорции 1:1:1:1.

Начинайте с небольших пропорций и постепенно увеличивайте их. Начните с 4 счётов и каждый раз, когда вам будет легко выполнить четыре дыхательных цикла на 4 счёта, увеличьте пропорцию. То есть, если вы сделали 4 квадрата по 4 счёта на каждую сторону и вам было легко, это значит, что вы готовы увеличить пропорцию.

Не спешите сразу выполнять длинные дыхательные циклы, увеличивайте их продолжительность постепенно, без лишнего стресса для организма.

Телесное заземление.

Эти методы используются для достижения психической опоры через ощущение опоры физической (в осознании с поверхностью земли). Самый простой способ заземлиться в напряженных ситуациях - потопать ногами. Во время этого процесса человек как бы сбрасывает напряжение в землю.

Плотно прижмите ладони к твердой стене, опираясь на нее телом. Тело должно быть расслабленным. Эффект достигается за счет ощущения устойчивости позиции, напряжение сбрасывается в стену.

Можно также применить массаж и похлопывание тела.

Если сделать себе массаж — довольно сложное занятие, то «прохлопать» каждую часть вашего тела открытой ладонью — вполне реально. Тем самым вы "включаете" тело и разгоняете заблокированную в нём энергию.

Техники переключения внимания.

Когда мы волнуемся, переживаем из-за чего-то или ввергаемся в депрессию, наш мозг фокусируется на размышлении о проблемной ситуации и прокручивая эти мысли в голове мы только усиливаем эмоциональное напряжение, которое ухудшает качество мышления. Поэтому правильной стратегией в таких ситуациях будет снижение дискомфорта, благодаря уходу от мыслей, которые не меняют ситуацию. Но просто не думать мы не можем, например, если заставлять себя не думать о белой обезьяне, то ее образ от этого только усилится.

Эффективный способ переключить внимание применение ТЕХНИКА 5-4-3-2-1 :

5 - перечислите (мысленно) пять предметов разного цвета, которые находятся в поле вашей видимости (например, зеленые шторы, коричневый пол, черная ручка, желтый стол, белая чашка)

4 - перечислите четыре ощущения на границе тела с внешним миром (например, прикосновение стоп к обуви, контакт пальцев с ручкой, соприкосновение спины со спинкой кресла, приказание воротника к шее)

3 - перечислите три звука (например, шум машин, звук разговора, шум кондиционера)

2 - перечислите два запаха (например, можно взять и понюхать любимый парфюм и понюхать кофе)

1 - перечислите вкусовые ощущения (например, возьмите кусочек шоколада и сфокусируйте внимание на том, какие вкусовые ощущения возникают, как меняется его текстура, как меняется его форма и плотность)

Состояние осознанности.

Возвращение в здесь и сейчас МАЙНДФУЛНЕСС

Это состояние, когда человек полностью сосредоточен на том, что происходит вокруг него и с ним в настоящий момент. Когда его мысли не блуждают по прошлому и будущему. Это техника удержания внимания на том, где находится и что делает человек в настоящий момент времени. Это способ очистить мозг от посторонних мыслей, защитить его от чрезмерного количества лишней информации и, как следствие, от перегрузки. Овладеть искусством майндфулнесса несложно: обращайте внимание абсолютно на все, что происходит с вами в настоящий момент. Сконцентрируйтесь на звуках, формах, ощущениях, цветах. Делайте так всегда, даже при выполнении обыденных задач. Так вы учитесь мыслить более эффективно, направлять свои ресурсы на решение повседневных задач.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ:

Займите положение, сидя на полу, удобном стуле или на подушке. Если хотите лечь, лягте. Задумайтесь, удобно ли вам в таком положении.

Закройте глаза. Прислушайтесь к ощущениям. Постарайтесь расслабиться, очистить мозг от посторонних мыслей. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем.

Почувствуйте свое тело. Особое внимание уделите местам соприкосновения с полом, стулом или подушкой.

Сконцентрируйтесь на дыхании. За глубоким вдохом следует выдох. Дышите расслабленно, естественно. Не контролируйте дыхание, а просто наблюдайте за ним со стороны. Проследите движение воздуха с момента его попадания в ваше тело. Посмотрите, как при этом движется ваш живот и грудная клетка.

Если отвлеклись, не расстраивайтесь. Просто отпустите навязчивые мысли и вернитесь в нужное положение.

Как только войдете в состояние спокойствия, расслабленности и умиротворения, откройте глаза. Старайтесь оставаться в этом состоянии на протяжении всего дня.

Методы, помогающие снизить физическое и эмоциональное напряжение

Они помогают справиться с избытком

энергии. К ним относятся: физическая активность, спорт, активная деятельность.

Отложенное беспокойство.

Если вы волнуетесь за кого-то или чего-то, то применяйте технику отложенное беспокойство. Для этого разрешаем себе беспокоиться по графику. Говорим себе: «Я буду переживать с 14 до 15 часов». Все остальное время волевым усилием, осознанно отвлекаясь переключаем внимание на другие повседневные, рутинные дела.

Арт-терапевтические методы.

Они отлично снимают напряжение и помогают успокоиться в трудный момент. На самом деле их очень много, но сегодня мы будем говорить о зентагле и дудлинге и мы попробуем их применить.

Зентангл– это метод рисования, придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Наименование этого вида творчества было составлено из 2-х слов:

«зен» – «путь» в буддизме; «тангл» – путаница, которую на бумаге демонстрируют с помощью различных завитков. Главное требование при рисовании – след, оставляемый инструментом, должен быть черным.

К особенностям рисунка, созданного по методике зентангл, относится отсутствие ориентации полотна в пространстве. Лист может располагаться как угодно. В этом рисовании нет ни верха, ни низа, ни правой стороны, ни левой. Что же касается самого рисунка, созданного черными чернилами, он должен быть абстрактным. В нем не должен узнаваться знакомый предмет.

Еще один метод позволяющий снять напряжение - Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия: цветочки, линии, человечки, которых мы непроизвольно порой выводим на клочке бумаги. Кардинальное отличие зентангла от дудлинга в том, что в зентангле погружаешься в рисунок и отключаешь мысли, момент здесь и сейчас. В дудлинге же напротив - машинальное, спонтанное рисование без концентрации на рисунке орнаментов, которые сами приходят в голову и не несут в себе смысловой нагрузки.

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, выполнить несколько рисунков в технике зентагл. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но если хочется, то можно использовать и цвета. Весь процесс должен занять не более 15 минут. Повторять его можно каждый раз как только захочется. Для этого просто держите под рукой 9-сантиметровые квадратики.

(Выполнение рисунков педагогами)

Рефлексия: предлагаю подумать, о том какое у вас стало настроение, что изменилось. Желающие могут высказаться.

-В заключение нашей встречи, предлагаю вам релаксационное упражнение «Найди свою звезду». Садитесь удобней и постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит медитативная музыка).

Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза».

Рефлексия:

Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды?

Какие чувства испытывали?

Что показалось трудным?

Какое настроение у вас сейчас?

- Спасибо всем за участие и будьте бережны к себе.

Публикации по теме:

«На помощь Бабе-Яге». Развлечение с элементами ритмической гимнастики. На тему: «Береги свое здоровье». «На помощь Бабе Яге» Развлечение для старшего дошкольного возраста с элементами ритмической гимнастики на тему: «Береги свое здоровье».

«Сохрани свое здоровье сам». Конспект оздоровительного занятия в подготовительной группе Цель: - -формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. -Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем. -Закрепить.

Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики.

Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости.

Консультация для родителей и педагогов «Традиция украшать свое жилище к праздникам»Консультация для родителей и педагогов «Традиция украшать свое жилище к праздникам» Традиция украшать свои жилища к большим праздникам, мягко говоря, не нова – ей тысячи и тысячи лет. Со времен ритуального восприятия мира,.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Как избавиться от стресса и укрепить свое психологическое здоровье»
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 11:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД