Елена Моисеева
Тренинг педагога-психолога «Развитие эмоционально готовности педагога к инновационной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоционально готовности педагога к инновационной деятельности»
Цель. Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.
Задачи.
1. Осознать понятие «Инновация» и развить чувства её необходимости.
2. Создание положительных эмоций к инновациям.
3. Осознать внутренний ресурс для развития эмоциональной готовности к инновациям.
Публикация «Тренинг педагога-психолога „Развитие эмоционально готовности педагога к инновационной деятельности“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
4. Развитие творческой познавательной деятельности.
Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться таких правил:
• Очередность высказываний (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).
• Я - высказывание (говорим только о себе и своих ощущениях).
• Безоценочность суждений (чужие мысли не интерпретировать)
• Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно)
• Правило «стоп» (я не хочу о чём то высказываться, я передаю слово другому).
Упражнение – разминка «Поздороваться разными частями тела».
Цель: раскрепощение группы.
Упражнение выполняется в режиме светского раута, то есть все участники свободно перемещаются в переделах комнаты и, встречаясь друг с другом, выполняют то или иное задание.
Инструкция: Сейчас вам предстоит в произвольном порядке перемещаться по комнате и здороваться с другими участниками группы теми частями тела, которые я буду называть. При этом ваша цель – поприветствовать как можно больше ваших друзей по тренингу. Задание понятно? Приступаем!
Поздоровайтесь, пожалуйста: правой рукой, левым мизинцем, плечами, спинами, коленками, пятками и т. д.
(Участники тренинга садятся на свои места)
Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.
А что для вас инновация? Какие ассоциации возникают у вас при слове инновации?
Упражнение «Восточный стих».
Цель: Осознать понятие «инновации», создание положительных эмоций к инновациям.
Участники разделяются на группы по 3 человека. Каждой группе предлагается сочинить восточное стихотворение на тему инновация.
Существительное (инновация).
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Выражение отношения.
Существительное. (инновация)
Пример: Земля
Сильная, беззащитная
Рождает, прощает, дарит.
Теплом своим согревает.
Земля.
Давайте теперь подумаем, зачем нам нужны инновации. Что вы понимаете под традиционным подходом воспитания детей? Что под современным?
Упражнение «Орехи»
Цель: Осознать необходимость индивидуального подхода.
Инструкция. Возьмите в руки орех. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, наличие впадин и выпуклостей, рисунок… Постарайтесь заметить все особенности этого ореха. Запомните его. Положите его в тарелку рядом с другими орехами. (В это время орехи перемешиваются в тарелке.)
А теперь постарайтесь среди других орехов найти «свой» - тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.
Вывод: Вы работаете с разными детьми, каждый из которых -
индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера. Традиционны подход он в первую очередь авторитарный. А современный личностно-ориентированный, гуманистический. Без инноваций переход от традиционного подхода к современному не возможен. Инновации помогают открывать и развивать в ребенке его индивидуальные черты. Так же они дают возможность к каждому найти подход.
Упражнение «Калоша счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов, получение навыков позитивного восприятия мира.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»
• Заведующая или старший воспитатель отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
• В ваше группе подобралось большое количество «сложных» детей.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми. Это хорошая возможность освоить новые методы работы.
• На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то. Можно теперь сесть на диету.
• В вашу группу всё время добавляют новых детей.
Каждый ребенок индивидуален, есть возможность поработать с разными детьми.
• По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги.
• У большинства детей вашей группы низкие показатели развитии познавательных процессов.
Хорошая возможность проанализировать, что дети недостаточно хорошо усвоили.
• Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем.
• Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности. Новый коллектив, новые перспективы.
Теперь можно вернуться к восточному стихотворению и всё негативное переделать на позитивное.
Вообще исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.
Поэтому могут возникать разные барьеры на пути освоения инноваций.
Притча. «Рискнуть попробовать».
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
• Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?
• Какие черты характера характеризуют последнего претендента?
Часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Мы можем слушать других или не верить в себя. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».
А ресурсы для реализации инноваций вы можете черпать из себя, потому что уже сейчас каждый из вас обладает определенными личностными и профессиональными достоинствами.
Упражнение «Закончи предложение».
Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.
Каждому участнику выдаются листы с надписью фраз, которые необходимо закончить.
• Я могу гордиться собой в профессиональной деятельности, потому что …
• Не хочу хвастаться, но в своей работе я …
• Лучше всего в работе с детьми у меня получается …
• Главным своим достижением считаю …
По желанию можно зачитать вслух то, что получилось.
Но возможно о каких-то своих достоинствах вы не подозреваете.
Упражнение «Я учусь у тебя».
Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.
Участники выходят в круг.
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Данные упражнения еще раз продемонстрируют то, что в нашем коллективе работают высококвалифицированные специалисты.
Упражнение «Придумай игру».
Цель: Развитие творческого потенциала.
Участники делятся на две команды. Каждой команде предлагаются 3 кегли и мяч. Задача за 5 минут придумать игру с этими предметами, которой ещё никогда не было.
Главное в этом упражнении не сама игра, а то состояние, которое у вас было, когда вам была дана такая проблемная ситуация.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия.
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Закончить хочется словами Л. Н. Толстого, который говорил, что счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочется, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь!