Лучший педагог года

Тренинговое занятие «Мастера общения»

Бегунова Татьяна
Тренинговое занятие «Мастера общения»

2. 1 Цель мероприятия: повысить коммуникативные навыки педагогов.

3. Задачи мероприятия: Научиться грамотно формулировать свои мысли, слушать и слышать собеседника.

-Научиться производить правильное впечатление на собеседника

-узнать приемы и способы применения вербальных и невербальных средств коммуникации

-научиться преодолевать любые барьеры при общении

4. Действующие лица и исполнители: педагогический коллектив

Оборудование: проектор, музыкальный проигрыватель.

Оформление:

- музыкальное оформление;

- наглядное;

- реквизит.

Публикация «Тренинговое занятие „Мастера общения“» размещена в разделах

3. Ход (структура) мероприятия.

I .Введение. Общее понимание термина «общение»

1) Рассказ о занятии, целях и задачах, областях применения полученных знаний. Чтобы наше занятие было более продуктивным и не затянутым, давайте выработаем правила работы в нашей группе на ближайший час. У вас есть предложения? 1. правило микрофона 2. Принцип искренности 3. Принцип активности 4. Принцип здесь и сейчас.

2)Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Существует двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова (межличностное и социальное) Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные.

Определение общения-внутривидовые и межвидовые контакты, характеризующиеся взаимодействием между живыми существами (организм с организмом обмениваются информацией).Общение свойственно всем высшим живым существам,но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы и становится опосредованным речью.

3)В общении выделяются следующие аспекты:содержание,цель и средства.

Содержание-это информация,которая передается в межиндивидуальных контактах.

Цель-у животных может быть побуждение другого животного к определенным действиям. У человека шире-передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание,согласование действий и многое другое-но объединяет это все одна цель-удовлетворение какой-либо потребности (у животных актуальных биологических, у людей-по пирамиде Маслоу.)

Средства общения-способ кодирования, передачи, переработки и расшифровки ин-фо.

Вербальное общение- предполагает использование речи.

Средства вербального общения :речь.

Воспринимается 60% ин-фо

Невербальное общение-не предполагает использование звуковой речи

Средства невербального общения :мимика, жесты и пантомимика,через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные,зрительные,слуховые,обонятельные ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Воспринимается 90% ин-фо

Ментальное общение-полное понимание другого человека и чувствование его на расстоянии. Однако ученые сами до конца не могут дать определение ментальной связи,ни доказать ее существование, ни опровергнуть.

Воспринимается 1000% ин-фо

Упражнение: группа разбивается на пары, по принципу дружбы между собой. Каждый пишет на листочке какие чувства и мысли преобладают у партнера сейчас. Затем листочками обмениваются. Вопросы к шерингу: удалось ли угадать мысли и чувства товарища? Что было сложно?

II Принципы, уровни и эффекты в общении.

1)Принципы взаимодействия и как их применить в общении в свою пользу :

1) Принцип подобия-мы общаемся с теми, кто похож на нас.

2) Принцип отражения-мы резонируем с другими людьми, отражаем их чувства, мысли и эмоции.

3) Принцип взаимности-мы получаем ровно столько же, сколько даем.

4) Принцип трансформации: Психическая трансформация означает те действительные изменения, которые происходят с нашей личностью на жизненном пути, через которые мы проходим осознанно или неосознанно. Причиной данной трансформации всегда будет контакт с идеями,поведением,мировозрением других людей. Пример: отвечать на гнев – спокойствием, на отчуждение – открытостью.

2)Уровни общения и как их применить в общении в свою пользу :

Примитивное общение самый низкий уровень общения.

Признаки:

- партнер рассматривается не как собеседник, а как предмет, который может быть нужным и им нужно овладеть, либо мешающим и тогда его надо оттолкнуть.

-собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете.

-собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих.

-словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель – подавить вас, сбить с толку

Манипулятивное общение

Признаки:

- партнер является соперником в игре, которую непременно надо выиграть.

- манипулятором всегда движут своекорыстные интересы.

-собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей

- имитация заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения.

- общая неестественность ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.

Конвенциальное ("конвенция" или согласие)

Признаки:

- партнеры при этом взаимно направлены

- общение выстраивается в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания к друг другу

- общение строится на основании высокой культуры общения.

- идеален для разрешения личных и межличностных проблем.

Наше обращение к такому собеседнику:

-переключиться на того, кто к вам обратился.

-заранее принять тот факт, что вы будите то слушателем, то говорящим, т. е. обеспечить равноправные возможности в общении.

- нужно установить, какие ролевые ожидания партнеров друг к другу. Однако каждый из партнеров имеет право подтвердить или не подтвердить эти ожидания.

-вы можете выбрать вид беседы как конфронтацию или конгруэнции (взаимного согласия).

- завершая разговор, каждый из партнеров заботится о том, чтобы не навязывать свою точку зрения другому.

Деловое общение

Признаки:

-Партнер вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или как тот, кому необходима помощь в интересах общего дела.

- создается особый род близости в процессе совместной работы или сотворчества.

-Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст.

- Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения – поэтому это не является манипуляцией

Флирт или игровой уровень

Признаки:

- обладая полнотой и человечностью конвенционального, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков.

-Отличается состоянием праздничной приподнятости.

- Партнера отличает живой, проникнутый симпатией, интерес к личным особенностям собеседника.

- основывается на импровизациях, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными.

Духовное межличностное общение

Признаки:

-Партнер воспринимается, как носитель духовного начала

-Партнеры нацелены на совместный поиск истины

-партнеры проникнуты не просто интересом и симпатией, они чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему "повороту" мысли друг друга.

-неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Незрелая "духовность" общения - обнаружение собственных ценностей в другом.

Зрелая "духовность" общения - внимание к ценностям, духовным исканиям другого, вне зависимости от их сходства с моими собственными.

Упражнение. Разбор ситуаций: Вашему вниманию представлены различные жизненные ситуации. Задача: определить уровень общения и предложить более продуктивный вариант.

Ситуация: спор из-за мытья посуды в семье

Жена: Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!

Муж: А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу (примитивный уровень чисто личных эмоций)

(Правильной формулой будет следующее поведение.)

Жена: Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!

Муж: Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам. (конвенциальный стиль)

Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов (духовное межличностное общение) а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном».(примитивно-деловой)

Ситуация: жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую вещь. (манипулятивный уровень)

Ситуация: Пьяный без стеснения исповедуется незнакомому ему человеку в автобусе (примитивный уровень общения)

В заваисимости от уровня общения у нас выстраиваеьтся качество взаимодействий.

Общение

взаимоотношения

III Перцептивный аспект общения, т. е.

восприятия других в зависимости от личностных качеcтв воспринимающего,от его жизненного опыта, моральных установок, ситуаций и тд.

Процессы протекающие в общении :

Идентификация- процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой людей, образом. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему, внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Близким по содержанию явлением является «Эмпатия». Это особый способ понимания другого человека, основанный не на рациональном осмыслении проблем другого человека, а на стремлении эмоционально прочувствовать и откликнуться на его проблемы.

Стереотипизация- наличие устойчивого представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности италь-янцев).

Стереотипы представляют собой инструмент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы.

Рефлексия- это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Обратная связь. Общение — это взаимодействие двух людей — двух динамических систем, превращающихся в одну. Необходимым атрибутом общения является обратная связь.

Особенности восприятия людей в общении :

Аттракция– особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Эффект Ореола- эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете - положительном или отрицательном. Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

«Эффект последовательности»– касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нем в первую очередь.

«Эффект авансирования» – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

«Эффект проецирования»- заключается, в том, что человек ожидает от окружающих поведения по его собственной модели. Этот эффект часто встречается и проявляется при неумении людей встать на точку зрения другого человека.

Эффект бумеранга – иногда слишком активное общение приводит к обратному результату. Так, например, чрезмерное навязывание врачом, предположим, какого-нибудь нового метода лечения или препарата пациенту может привести к категоричному отказу и сопротивлению со стороны последнего.

Что такое фундаментальная ошибка атрибуции?

Другое название: фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.

Происхождение термина: атрибуция (лат. attributio) – это, дословно, «приписывание».

Суть: провалы и успехи – свои или других людей – мы объясняем, исходя из своего отношения. Либо внешними факторами, либо личностными свойствами. Если мы к кому-то относимся «хорошо», то успехи этого человека вызваны его личными достоинствами (благородство, интеллект, трудолюбие, а неудачи – внешними факторами. Если «плохо», то наоборот: его победы «случайны», а поражения – следствие его собственных негативных черт (лень, глупость, аморальность). Мой любимый пример.

у нас «разведчики», у них «шпионы»

Упражнение «Образ моего «Я».

Подпишите Вашим именем листок и карандашом разделите его на 4 чати. В левом верхнем углу напишите Ваши качества, отвечая на вопрос «Какой я?».3-4 мин. Пишите спонтанно не задумываясь. Теперь передайте листок соседу справа, пусть он напишет в правом верхнем углу 1-2 качества, которые по его мнению вам присущи. Пишите спонтанно не задумываясь. И снова все одновременно передайте листки соседу справа. Каждый снова пишет 1-2 качества присущих человеку,имя которого подписано на листочке. И так по кругу,пока к вам не вернется ваш листочек. Теперь напишите в левом нижнем углу всекачества, противоположные тем,что вам писали другие. Посмотриче что получилось.

Вопросы к шерингу:

Что вы думаете о вашем полном портрете?Что вас удивило в этом упражнении?Что узнали о себе нового?Что способствует благоприятному общению, а что нет?

Домашнее задание: перечитать весь список, выделить те черты, которые вызывают непринятие. Подумать, как они могут быть мне полезны и затем назвать по-другому.

IV Стадии общения.

I Устанавливаем контакт.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения.

Механизмы правильного установления контакта:

1. «Переключение» на собеседника. Своеобразная психологическая настройка:

а) на самого партнера (Это быстрое и непосредственное (чаще всего визуальное) выявление того, В каком расположении духа, состоянии и настроении находится ваш партнер по общению. Экспериментально установлено, что при первом контакте решающими для формирования впечатлений становятся первые четыре минуты общения. Именно четыре минуты наши органы чувств и восприятие работают максимально интенсивно, позволяя сформировать впечатление о другом человеке.)

б) на общение с ним (Это демонстрация партнеру вашей готовности к контакту, вашего внимания и интереса к нему. Продемонстрировать готовность к общению можно с помощью различных приемов: выключить работающее радио или телевизор, улыбнуться, предложить присесть, выйти из-за рабочего стола и протянуть руку и т. д. При этом важно, чтобы партнер почувствовал (а лучше и увидел, что вы прервали и отодвинули на второй план все дела.

II Распределение стиля, уровня, ролей. а) установление контакта лучше начинать на невербальном уровне (направление взгляда, поворот головы, выражение лица, жесты, а если вы почувствуете, что этого недостаточно, можно перейти к словам «Слушаю вас» и тд. б) одновременно с фиксацией контакта происходит выбор типа ситуации (игровая, конвенциальная, близкое межличностное и т. д.)

III Речевой этап. В течение речевого этапа выбирается язык общения, приемлемый для обоих участников, складываются конкретные формулировки, выдвигаются аргументы и т. д. Вербальный этап общения важен как обмен мнениями. Изменение позиций и поиск компромиссов происходит именно на этом этапе.

IV Выход из контакта. Последний аккорд должен достойно венчать разговор. Кроме того, благодаря известному в психологии эффекту «выпадения середины» (начало и конец беседы сохраняются в памяти дольше) вы можете использовать выход из контакта с пользой для себя. Общее правило здесь то же : нужно произвести ряд предварительных действий, занимающих секунды или минуты. Начинаться разрыв контакта должен на невербальном уровне (поворот туловища, понижение темпа, громкости и интонации речи, фиксирование взгляда на постороннем предмете, например, выразительный взгляд на часы) и сопровождаться словами фразой типа: «Извините, но через 10 минуту меня назначена встреча».

Причины плохих коммуникаций (коммуникативные барьеры) :

Непреодолимыми барьерами для партнеров являются ситуации, когда вы:

а) не устанавливаете контакт (не улыбаетесь и обращаетесь с партнером

как с предметом или пустым местом)

б) держитесь прямо и одеревенело, в позе статуи

г) говорите только о том, что интересно и выгодно вам, интересы и пробле-мы собеседника вам безразличны

д) перебиваете партнера

е) манипулируете, применяете нечестные приемы

ж) нападаете (вынуждая защищаться, критикуете (вынуждая оправдываться, обвиняете (вынуждая уйти в глухую оборону и вынашивать планы мести);

з) не признаете своих ошибок и не извиняетесь. Общение — это не игра в одни ворота. Общение — это взаимодействие двух людей — двух динамических систем, превращающихся в одну. Необходимым атрибутом общения любой живой системы является обратная связь.

Упражнение «Сложные ситуации».

Из группы выходят две группы по 3 человека. Одина- придумывает ситуации по причине которой необходимо вступить в общение. Вторая (при помощи зала) проигрывает все стадии общения.

V. Конфликты:

Почему возникают как их преодалевать

Критика

Конкуренция

Столкновение разных жизненых принципов

Психологическая несовместимость

Типы конфликтующих людей:

1Вынужденный-тот кто вынужден задать вопросы (проверяющая комиссия)

2Психологически нездоровый человек. Лучший способ реагирования на больного-признать его болезнь.

3Троллинг-ловля на блесну-провокаторы опытные грамотно подбирают блесну. Лучшая реакция -радость и благодарность.

4задетые за живое-цель не столько изменить ситуацию, сколько выразить свое эмоциональное состояние, выпустить пар. Решение: дать возможность сначала выпустить пар, потом обсуждать ситуацию.

Навыки преодаления конфликтов:

1. Меньше дистанция-меньше волнения. Не «я и они» а «мы». Простая ссылка:«мы с вами уже не один год… и тд»

2. Я-высказывания. Сказать о своих чувствах. «Все мы разочарованы результатами года». «Пока я готовился к встрече,я очень волновался». Для того, чтобы сказать о своих чувствах, нужно уметь быстро определять. Для этого у вас у всех есть листы со списком чувств, попробуйте в течении дня определять свои чувства. Распознавание эмоций помогает более четко сориентироваться в ситуации и понять что в ней можно делать. Эмоции являются природным универсальным языком для общения. Многие люди способны распознавать эмоциональные состояния других с помощью эмпатии или логики, что повышает их эффективность в коммуникации. Ведь если ты можешь догадаться, что сейчас происходит с другим человеком, то можно предположить, что он станет делать дальше, и соответственно, что стоит делать тебе.

3. Формулировка проблемы с предпосылкой возможности выхода из нее. Можно сказать: Я попал в безвыходную ситуацию. При таком описании человек не будет искать выход, так как это совершенно бессмысленно. Я попал в ситуацию, из которой пока не вижу выхода - надо как следует все рассмотреть и увидеть выход. И человек активно его ищет.

4. Проактивное поведение (С. Кови) : Стимул и реакция, а пауза между ними свобода выбора.

5. Психотехника СПС–сохранение полного спокойствия при полном контакте с настоящим моментом. Состояние отстраненной включенности. Механизм работы СПС-состояние видиокамеры, которая просто фиксирует, но не реагирует.

Упражнения тренировки СПС : 1 вспомнить свое СПС, как смотрели на огонь, на воду.

2. Пять цветов, 5 звуков, 5 запахов.

3. Все разбиваются на пары. Задание: сидя друг на против друга на расстоянии 30 см. смотреть без эмоций (можно только моргать) не обязательно смотреть только в глаза.

Для самопомощи используйте упражнение теннисный шарик. «Закройте глаза и представьте теннисный шарик внутри себя. Плавно вверх со вдохом, вниз-с выходом. Когда мы делаем медленно-мозг воспринимает сигнал о нашем спокойствии.»

4. Упражнение «путаница.». Как в детской игре 6 человек беруться за руки и путаются, один, стоящий в стороне, распутывает. Шеринг: Как вы думаете можно ли распутать узел конфликта, находясь внутри него?

Прикреплённые файлы:

trenig-obschenie_eush7.pptx | 8272,27 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Чудо мастера»Мини-музей «Чудо мастера» Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Фотоотчет «Маленькие мастера и мастерицы»Фотоотчет «Маленькие мастера и мастерицы» 20 августа ребятам из нашего детского сада № 74 представилась уникальная возможность побыть самыми настоящими художниками. Это случилось.

Фотоотчет «Народные мастера»Фотоотчет «Народные мастера» Дети с ясельного возраста любят играть с народными игрушками. Когда я спросила у старших дошкольников, рассматривающих альбом с изделиями.

Родительское тренинговое занятие «Школьные проблемы» Занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель тренинга: Способствовать установлению и развитию отношений.

Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе»Тренинговое занятие для родителей младших групп «Давайте познакомимся: адаптируемся вместе» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и.

Тренинговое занятие «Прекрасный цветок» Тренинговое занятие «Прекрасный цветок» Цель: Изучение личной индивидуальности воспитанников, сопоставление ее с индивидуальностями окружающих.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Тренинговое занятие во 2 классе «Класс глазами каждого» Тренинговое занятие во 2 классе "Класс глазами каждого" Цель: Сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия учащихся друг.

Выставка МастераВыставка Мастера «За дверью» Продолжается Год Культуры в России. Сколько интересных, увлекательных, глубоких по сути своей, искрометных, завораживающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие «Мастера общения»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 19:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД