Елена Бурнашова
Труд как средство развития умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Бурнашова Е. В. воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» г. Тамбов.
ТРУД - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.
Умственно отсталые дети резко отличаются от своих сверстников общим развитием, поведением, способностями, а иногда отстают и физически. Отставание развития ребёнка определяется не всегда с первых дней жизни. Чем младше ребёнок, чем сложнее картина общего состояния и развития, тем сложнее выделить признаки душевного заболевания. Чем младше ребёнок, тем меньше вероятность выявления у него признаков психической болезни. Для того чтобы своевременно выявить психические расстройства и проконсультировать ребёнка у врача, необходимо быть внимательным к изменениям его состояния, своевременно заметить нетипичные для него особенности поведения. К детям надо присматриваться, наблюдать их и решать вопрос об умственной отсталости осторожно, обязательно посоветовавшись со специалистами – врачами и педагогами.
Публикация «Труд как средство развития умственно отсталых детей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ребёнок растёт и отставание его умственных способностей становится заметнее. Он постепенно превращается во взрослого человека, и если ему своевременно не было уделено специального внимания, если не прививались кропотливо и настойчиво полезные навыки и понятия морали, то его будет трудно приобщить к общественно полезному труду и жизни в современном обществе.
Трудовая подготовка для умственных детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся детей.
В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.
Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Труд способствует как физическому, так и психическому развитию ребёнка. В процессе труда ребёнок обогащается различными понятиями, учится понимать свойства предметов, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого комплекса и овладевает умением их использовать.
В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания,.
Труд повышает общий тонус, воспитывает точность движений, которые становятся более целенаправленными и упорядоченными. +
Необходимо привлекать таких детей к работе по дому. Этот труд должен быть посилен и правильно организован. Надо также воспитывать у детей умение одеваться и раздеваться, класть вещи на место в определённом порядке; надо прививать им умение сидеть, вставать при разговоре со старшими, ловкость повседневных движений. Эти нормы поведения важны для всей жизни умственно отсталого ребёнка
При выработке у умственно отсталых детей навыков необходим наглядный показ и многократные повторения. При этом следует подчеркнуть, что любовь и жалость к больным детям должны служить источником большой терпеливости и настойчивости. Раздражительность и применение физического воздействия ещё больше обостряют болезненные особенности умственно отсталых детей.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.