Наталья Кротова
Трудовое воспитание детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Труд играет важную роль как в жизни общества в целом, так и в процессе становления личности человека. Он представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
Публикация «Трудовое воспитание детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель трудового воспитания : способствовать формированию положительного отношения к труду.
Виды труда детей раннего возраста :
Хозяйственно-бытовой труд – имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Задачи в процессе осуществления хозяйственно-бытового труда :
1. Способствовать формированию умения убирать игрушки и вещи на своё место.
2. Содействовать воспитанию привычки соблюдать чистоту и порядок в группе.
3. Способствовать развитию умения правильно носить стул и ставить его в нужное место.
4. Обеспечить ознакомление с трудом взрослых (няни, дворника, водителя, медсестры, повара).
5. Побуждать выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым: убирать мусор в корзину, раскладывать дощечки для лепки, расставлять хлебницы без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и т. д.
В ходе реализации труда в природе решаются следующие задачи:
1. Привлекать детей к поливу цветов на клумбе под руководством воспитателя.
2. Содействовать воспитанию желания ухаживать за комнатными растениями.
3. Побуждать подкармливать птиц зимой.
4. Обеспечить развитие умения работать лопатками, метелками, грабельками.
5. Вызвать желание помогать воспитателю в посадке лука, в посеве крупных семян (гороха, фасоли, настурции) и т. д.
Задачи, реализуемые в рамках самообслуживания:
1. Способствовать формированию у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Побуждать детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Способствовать развитию умения приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Содействовать формированию навыка пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, приучать держать ложку в правой руке.
6. Обеспечить развитие умения по порядку одеваться и раздеваться.
7. Побуждать снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Обеспечить развитие умения в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Побуждать правильно надевать одежду и обувь.
Остановимся на навыках самообслуживания детей раннего возраста.
К навыкам самообслуживания для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет относятся такие, как:
1. Навыки опрятности:
- при небольшой помощи взрослых уметь пользоваться: носовым платком, полотенцем, горшком, расчёской, салфеткой;
- замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Навыки приё ма пищи:
- жевать с закрытым ртом;
- пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в не еду, поднести ко рту).
- пить из чашки, держа ее двумя руками;
- брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
3. Навыки одевания и раздевания:
- умение надевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
- расстёгивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков, кнопок, молнии на одежде и обуви при небольшой помощи взрослых.
Для закрепления первоначальных трудовых действий необходимы следующие условия :
- показ, пояснение и упражнение в действиях;
- постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
- постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
- спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
- переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.
Подчёркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.