МААМ-картинки

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Евгения Шершнева
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

Публикация «Творческий отчет по теме самообразования „Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет“» размещена в разделах

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Ученые (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина и др.) подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста (2-3 лет). Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Поэтому глубже изучаю эту тему, чтобы помочь детям при подготовке к школе.

Период работы над темой: 2020-2021 учебный год.

Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности; Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции.

- Подготовить и принять участие в семинаре;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.

Форма отчё тности:

• подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр для младшего и среднего возраста.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, свечкой, крупой и т. д.

• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором.

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

Прогнозируемый результат:

1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.

2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.

3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы реализации :

1 ЭТАП информационно-аналитический

-Изучение научной и учебно-методической литературы,

-Проведение первичного диагностического исследования.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

- Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий,

- Беседы и консультации с родителями,

-Мастер классы и семинары – практикумы с педагогами.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

-Проведение контрольного диагностического исследования.

Сентябрь

Подбор и изучение необходимой литературы, разработка перспективного плана работы на сентябрь — май.

Составление списка литературы, составление перспективного плана работы на сентябрь – май.

Октябрь

Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми.

Совершенствовать координацию движения пальцев рук.

Составление картотеки пальчиковых игр.

Ноябрь

Л лепка с использованием природных материалов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью лепки.

Декабрь

Использование нетрадиционных техник рисования — пальчиковое рисования. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Продолжать совершенствовать координацию движения пальцев рук с помощью пальчикового рисования.

Январь

Игровая деятельность с использованием пальчикового театра. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры

Чтение детям русских народных сказок, учить внимательно слушать, запоминать интонацию воспроизводить слова и фразы из текста.

Февраль

Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Март

Конструирование — работа с конструктором ЛЕГО и аналогами. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры.

Познакомить детей с основными видами построек, которые можно выполнить с помощью конструктора. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Игровая деятельность с использование конструктора ЛЕГО и аналогов.

Апрель

Использование дидактических игр, игр с мелкими предметами, мозаики, пазлов. Продолжать — пальчиковую гимнастику и игры. Конструирование с помощью конструктора.

Игровая деятельность с использованием мозаики, пазлов.

Май

Проведение диагностики.

Работа с родителями:

В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями. Провела анкетирование для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у малышей», «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте», «Развитие творческих способностей у детей»

Консультации «Что такое мелкая моторика, «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»,

«Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста», «Пальцы помогают говорить», «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь, "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»,

«Пальчиковая гимнастика как один из приёмов развития мелкой моторики», «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать»

Регулярно выкладываю на сайт пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

Создала памятку «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников».

Подготовила семинар для родителей с элементами игры на тему:

«Ум на кончиках пальцев»

Оформила папку – передвижку «Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей» .

Подготовила для итогового родительского собрания: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2020 - 2021 учебный год».

Работа с детьми:

С детьми была проведена следующая работа: пальчиковые игры, физкультминутки, занятия по биоэнергопластике (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий). Рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, работа по клеточкам, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор) пазлы, мозаика.

Индивидуальная работа с детьми:

Массаж кистей рук, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

Работа с педагогами:

1. Подготовила консультация для педагогов на тему: «Как проводить пальчиковые игры?», «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»

Провела мастер – класс «Пальчиковые игры в саду и дома», «Использование нетрадиционных техник рисования в организации образовательной деятельности с детьми».

Провела семинар-практикум «Нетрадиционная техника рисования», «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Составила и распространила буклет для педагогов по теме самообразования.

Создала памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

Самореализация :

1. Изучила литературу по теме : «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

2. Внедрила в работу с детьми дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников

3. Составила картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4. Подготовила консультацию для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать

5. Составила картотеку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

7. Оформила папку - передвижку для педагогов по теме : «Пальчиковая гимнастика»

8. Подготовила выступление на педсовет: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования : «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет»

Работа с научной и учебно-методической литературой:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2010.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2013.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2009.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики». – М. : Эксмо, 2012.

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М. : Эксмо, 2011.

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : Эксмо, 2011.

Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.

Родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы: дети стали лучше говорить, выучили много пальчиковых игр.

Перспективное планирование работы по самообразованию

Тема по самообразованию :

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат

2020-2021 Изучение научной и методической литературы, осуществление проблемно-ориентировочного анализа полученных данных Сентябрь-май Составление творческого плана по теме самообразования

Подготовить консультации для родителей и педагогов

2021-2022 Использование полученных знаний на практике

Сентябрь-май Система занятий по развитию мелкой моторики

Внедрить в работу с детьми.

2022-2023 Создание условий для использования в воспитательной работе разнообразный материал

,игры.

Сентябрь-май Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук,. Создание игр.

2023-2024 Обобщение и распространение передового педагогического опыта Сентябрь-май Обобщенный опыт работы по теме самообразования

Творческий план работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на 2021-2022 учебный год

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Сентябрь

Заучивание пальчиковой игры «Замок».

Обучение детей игре «Шнуровка».

Конструирование из счётных палочек «Заборчик», «Дорожка».

Настольная игра «Мозаика». Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

Консультация «Что такое мелкая моторика

Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г)

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

Октябрь

Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

Конструирование из палочек Кюизенера «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». Выложить на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)

Составить картотеку пальчиковых игр по темам.

Ноябрь Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок».

Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок», редметы мебели «стол», «стул», «кровать» и т. д.

Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Самомассаж пальчиков. Консультацию

«Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».

Памятка «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Изучить литературу по данной теме (Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007) Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Декабрь Лепка из пластилина (баранок, печенье)

Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл», повторить пальчиковую игру «Засолка капусты».

Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик». Выложить на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

Консультация «Пальцы помогают говорить» Консультация «Как проводить пальчиковые игры?»

Мастер – класс «Пальчиковые игры в саду и дома»

Январь Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). Игра с прищепками «Маленькие помощники»

Заучивание пальчиковой игры «Снежок», повторение «Засолка капусты», «Замок».

Лепка знакомых предметов. Анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»

Семинар для родителей с элементами игры на тему:

«Ум на кончиках пальцев» Семинар-практикум «Нетрадиционная техника рисования»

Консультация для воспитателей

«Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»

Февраль Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация.

Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Заучивание пальчиковой игры «Семья».

Повторение знакомых игр. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

Консультация «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь Составление и распространение буклета для педагогов по теме самообразования.

Март «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?», повторение «Замок», «Семья», «Засолка капусты».

Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Консультация

«Пальчиковая гимнастика как один из приёмов развития мелкой моторики» Мастер-класс для педагогов на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в организации образовательной деятельности с детьми».

Апрель Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Игры «Шнуровка», «Мозаика». Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

Консультация

«Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать»

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Май Игра «Шнуровка».

Перекатывание карандаша между пальцами.

Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…». Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»

Папка – передвижка

«Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей» Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

Таким образом, использование разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Дети стали достигать лучшего уровня развития мелкой моторики.

Результат проделанной работы:

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО»Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО» Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по итогам работы по теме самообразования за 2019–2020 уч. годОтчет по итогам работы по теме самообразования за 2019–2020 уч. год Отчет по итогам работы по теме самообразования за 2019-2020 уч. год. Моя тема по самообразованию: «Формирование у детей дошкольного возраста.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»
Опубликовано: 6 июня 2021 в 20:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД