Получи документы

Творческий проект «Знакомство с русской народной культурой»

Наталья Стацура
Творческий проект «Знакомство с русской народной культурой»

«Знакомство с русской народной культурой»

познавательный проект

Содержание проекта

Паспорт проекта…. …. 3

Актуальность проекта….…. …. 6

Цель и задачи проекта…. ….…. 6

Основные формы реализации проекта. ….…. 7

Этапы работы над проектом….…. 7

План реализации проекта …8

Ожидаемый результат….….9

Эффективность реализации проекта….10

Публикация «Творческий проект „Знакомство с русской народной культурой“» размещена в разделах

Литература….11

Приложения:

Приложение 1 Консультация для родителей «Значение Русской избы»

Приложение 2 Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Приложение 3 Конспект занятия «Мы помощники Федоры»

Приложение 4 Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой»

Приложение 5 Конспект занятия «Изба мастеров»

Приложение 6 Конспект занятия «Эти мудрые русские сказки»

Приложение 7 Конспект занятия «Изба русских народных промыслов»

Приложение 8 Русские народные игры

Приложение 9 Считалки

Приложение 10 Сговорки

Приложение 11 Фотоотчет «Знакомство с русской народной культурой»

Паспорт проекта

Наименование проекта «Знакомство с русской народной культурой»

Вид проекта познавательный

Основные разработчики проекта

Цель и задачи проекта Цель проекта : формирование интереса к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки, музыкальные инструменты);

• прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством;

• способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине;

• развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Сроки реализации проекта Краткосрочный

I этап:

II этап:

III этап:

Этапы реализации проекта I этап : организационно-

подготовительный

• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;

• подобрать иллюстративный материал;

• подобрать материалы, атрибуты для игр;

• подготовить консультации для родителей;

• составить перспективный план мероприятий;

• индивидуальные беседы, консультации для родителей;

• разработка перспективного плана.

II этап: практический

• составление перспективного плана работы для детей группы;

• распределение заданий между родителями;

• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;

• проведение бесед, занятий, прослушивание произведений;

• рассмотрение иллюстраций к произведениям устного народного творчества ( художники: Ю. Васнецов, В. Пименов);

ознакомление с родным краем, промыслами (Дымка, Городец, Семеново);

• разучивание народных игр, потешек;

• рассматривание предметов быта.

III этап: заключительный

• подготовка презентации;

• итоги реализации.

Участники проекта педагоги, дети группы и их родители

Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат : узнают о традициях семьи;

познакомятся с народными игрушками (матрешки, городецкая, богородская);

познакомятся с русской избой и другими строениями, их внутреннем убранстве, предметах быта;

познакомятся с понятием Родина и символами нашего государства.

Ресурсное обеспечение проекта • Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);

• материальные ресурсы (приобретение материала для работы);

• аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер;

• библиотека для детей и родителей;

народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.

Актуальность

Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя много разных народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Одним из направлений работы проекта является “Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры». Наш город многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать.

Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции.

Цель проекта : формирование интереса к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки, музыкальные инструменты);

• прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством;

• способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине;

• развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Участники проекта : дети и их родители, педагоги.

Срок реализации: краткосрочный

Основные формы реализации проекта : рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий; анкетирование и консультирование родителей, беседы с детьми, использование художественного слова, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры.

Ресурсное обеспечение:

• Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);

• материальные ресурсы (приобретение материала для работы);

• аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер;

• библиотека для детей и родителей;

народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.

Этапы работы над проектом :

I этап: организационно- подготовительный

• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;

• подобрать иллюстративный материал;

• подобрать материалы, атрибуты для игр;

• подготовить консультации для родителей;

• составить перспективный план мероприятий;

• индивидуальные беседы, консультации для родителей;

• разработка перспективного плана.

II этап: практический

• составление перспективного плана работы для детей группы;

• распределение заданий между родителями;

• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;

• проведение бесед, занятий, прослушивание произведений;

• рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества ( художники: Ю. Васнецов, В. Пименов);

ознакомление с родным краем, промыслами (Дымка, Городец, Семеново);

• разучивание народных игр, потешек;

• рассматривание предметов быта.

III этап: заключительный

• подготовка презентации;

• итоги реализации.

Перспективный план

Этапы Формы работы с детьми и родителями Сроки реализации

1. Разработка консультации для родителей:

«Значение русской избы»,

2. Анкетирование родителей:

«Значение русского народного творчества в жизни вашего ребенка»

3. Посещение виртуального музея «Национальный быт и культура»

4. Знакомство с русской избой «Как наши бабушки и дедушки жили»

5. Чтение русских народных сказок «Мужик и медведь», «Вершки да корешки», «Заяц-хваста», «Лиса и кувшин» и д. р.

6. Русские народные игры

7. Загадки, пословицы, поговорки

8. Прослушивание русских народных песен

9. Занятие по изо. деятельности

Рисование «Флаг России»

лепка «Уточка» (дымка)

10. Знакомство с русскими народными игрушками «Мартешка и др.»

11. Виртуальное путешествие «Быт русского народа в старину»

12. Виртуальное путешествие «Русский национальный костюм»

13. НОД «Мы помощники Федоры»

14. Драматизация РНС «Теремок»

15. Презентация проекта «Знакомство с русской народной культурой»

Ожидаемый результат:

• узнают о традициях семьи;

познакомятся с народными игрушками (матрешки, городецкая, богородская);

познакомятся с русской избой и другими строениями, их внутреннем убранстве, предметах быта;

познакомятся с понятием Родина и символами нашего государства.

Данный проект помогает раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях, традициях, фольклоре. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формируется представление о себе и других как о личности.

Вывод

В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Результаты мониторинга

Для понимания результатов я провела диагностику по изучению русской народной культуры. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.

Результаты повторной диагностики, как я и ожидала, были выше, что позволило сделать вывод о том, что уровень интереса детей в познании русской народной культуры значительно вырос.

Литература

1. Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду/. – Спб. : ДЕТСВО_ПРЕСС, 2010. – 160 с.

4. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

6. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции» 2012 г.

7. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры : Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников

8. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов СССР / – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

9. Интернет - источники:

https://slavyanskaya-kultura. ru

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Знакомство с русской народной культурой»
Опубликовано: 28 марта 2020 в 16:56
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД