Юля Горяева
Универсальная морфологическая таблица как средство формирования сильного мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек должен хорошо мыслить — сильнее всяких «озарений» и «осенений».
Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ
Чтоб быть успешными в современном мире детям необходимы активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением. Такие задачи решает ТРИЗ - технология и ее нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.
Публикация «Универсальная морфологическая таблица как средство формирования сильного мышления у дошкольников» размещена в разделах
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.
Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфотаблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. В младшей и средней группах задействованы две горизонтали, в старшем возрасте можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.
Карманы, или по желанию, мини-прищепки, в таблице пустые, количество их может быть разным. Мы работаем по таблице, в которой 5 горизонтальных строк и 6 вертикальных столбцов. По вертикали, признаки предмета. Это основные характеристики заданного объекта. Их 17 и они обозначены моделями. Далее рассмотрим некоторые из них подробнее. В процессе деятельности к основным признакам добавились некоторые параметры, например «характер» объекта или «настроение».
По горизонтали, напротив признака предмета, выставляются карточки или картинки, на которых обозначены значения и варианты этого признака. Чем больше картотека значений признаков, тем интереснее создавать различные объекты. Дети заранее знакомятся со значениями, модели значений совместно зарисовываются. Некоторые параметры нарисовать детям достаточно сложно. Например, как нарисовать, что объект имеет приятный запах. Здесь подключается вся фантазия детей: над объектом можно нарисовать пчелу или бабочку, привлеченных ароматом. Или признаки «звук» и «вкус». Они тоже сложны для исполнения, но в копилке имеются, чтобы развивать креативность мышления ребенка.
Рассмотрим примеры. Творческое задание - фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.
Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста. Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом – определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино.
В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.
Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали - форма, действие, части, цвет, характер. Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.
Пример: платье. Параметры: действие, размер, количество отдельных деталей платья, вкус, цвет. Нарисованные платья могут двигаться, иметь много рукавов или воротничков, быть съедобными и т. д. По такой таблице могут создавать необычные рисунки и более опытные художники.
По тому же принципу, мы выполнили рисунки необычного растения, обуви для волшебника, транспортного средства для Бабы Яги. Получились забавные автомобильчики, у которых есть в наличии носы, уши, хвосты, паруса и ноги вместо колес.
В дальнейшем запланировано исследование и разработка специальных игр, в которых будет использоваться метод морфологического анализа и морфологическая таблица.
С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.