МААМ-картинки

Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп

Шевченко Олеся
Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп

Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп.

1. Упражнение

Название: «Кого нет?»

Возраст : 3-4 года.

Цель: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.

Публикация «Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп» размещена в разделах

Ход: Логопед достает игрушки разных животных. «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».

Тоже самое повторяем с другими игрушками.

2. Упражнение

Название: «Назови правильно».

Возраст : 4-5 лет.

Цель: упражнять в согласовании местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.

Оборудование: муляж овощей и фруктов.

Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).

Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.

3. Упражнение

Название: «Закончи предложения».

Возраст : 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Оборудование: -

Ход: Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

4. Упражнение

Название: «Чей? Чья? Чьё?»

Возраст : 5-6 лет.

Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: -

Ход: Логопед называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.

Шарф (чей) — мамин,

Шляпка (чья) — бабушкина,

Поднос (чей) - дедушкин,

Книга (чья) – бабушкина,

Тапочек (чей) – дедушкин.

5. Упражнение

Название: «В гостях у матрёшек».

Возраст : 6-7 лет.

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Оборудование: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрё шки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: Логопед сообщает:«Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?. (глубокая,а у большой?. (ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая, а у средней?. (вкуснее, горячее, а у большой?. (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т. д.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 17:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп» (включая файлы) размещена пользователем Шевченко Олеся (УИ 1531584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных