Слепцова Мария
Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения по теме : "Л. Н. Толстой. Лев и собачка"
Программа «Планета знаний» 3 класс.
Тип урока : комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Задачи:
Публикация «Урок литературного чтения по теме: „Л, Н, Толстой, Лев и собачка“ 3 класс» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Толстой Л.Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Лев и собачка» Л. Н. Толстой
- Темочки
- образовательные: отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, умение ставить вопросы по содержанию произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;
- развивающие: развивать познавательный интерес, осознанность восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;
- воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, ответственность, интерес к чтению, любознательность.
Оборудование: презентация к уроку, научные тексты о льве и собаке, разрезанные части рассказа, листы А4, карандаши.
Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.
Методы: проблемно-поисковый,, работа в группах, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
- вызвать у учащихся сочувствие, сострадание, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
- увеличение интереса к произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
- развитие фантазии, творческого воображения;
- совершение доброго поступка по отношению к животным;
План урока
1. Создание ситуация успеха.
2. Актуализация знаний.
- работа над стихотворениями про собак;
3. Выведение темы и цели урока.
4. Чтение художественного произведения учителем.
5. Физкультминутка.
6. Анализ произведения.
а) чтение вслух хорошо читающими детьми.
б) Работа над содержанием рассказа.
в) Создание книжки-малышки.
г) работа в группе
5. Рефлексия.
6. Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Создание ситуация успеха.
Учитель: Добрый день, ребята! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Я желаю вам хорошего настроения и приятного общения на уроке. Начинаем урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний:
На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Комар и лев», «Прыжок»)
• Прочитайте названия произведений.
• К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?
• Кто написал эти произведения?
С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого).
Слайд 3: Работа над стихотворением:
Бедная собака - бросили её.
Старая собака - где твоё жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.
Чтение стихотворения "про себя". С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?
В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 7000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.
Чтение стихотворения вслух, выразительно, хоровое чтение, прочитайте с логическим ударением.
Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.
Слайд 4: (появляется иллюстрация собаки).
3 Выведение темы и цели урока :
Цель: познакомить с новым произведением Л. Н. Толстого, обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого. Расскажите что вы знаете про Л. Толстого (ответы детей).
Молодцы! Многое помните.
Одного главного героя вы уже сумели определить - это собака. А второго героя вы узнаете, если угадаете загадку.
Грозный очень и отважный
Гривой он могучей машет.
А рычит, как на распев –
Это сильный, храбрый…
Слайд 5 (Лев)
Назовите полностью тему урока.
Л. Н. Толстой "Лев и собачка" (Слайд 6)
История, о которой расскажет нам Л. Н. Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка).
Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)
Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.
Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого.
Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Назовите главных героев.
Давайте мы подробнее узнаем про этих животных (2 ученика читают научные тексты про собак и львов)
Собака : наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак : мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире? чихуахуа. Её рост -15-20см.
Лев: царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва: она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.
- Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить? (ответы детей)
4. Чтение художественного произведения
Послушайте рассказ “Лев и собачка”.
Учитель читает рассказ или прослушивание аудиозаписи рассказа «Лев и собачка».
– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?
5. Физкультминутка
6. Анализ произведения
а) чтение вслух хорошо читающими детьми.
б) Работа над содержанием рассказа.
Ребята, какую работу мы можем проделать с этим рассказом? Ваши предложения. (дети предлагают разные варианты) Хорошо, давайте придумаем интересные вопросы по содержанию рассказа. На подготовку даю 3 мин.
- Ответы на вопросы друг друга.
Молодцы мне понравились ваши вопросы и ответы.
Учитель: В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)
Учитель: Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен?
в) Создание книжки-малышки.
Что надо знать, чтобы сделать обложку? (автора, название произведения, жанр и тему)
Слайд 7
в) работа в группе (произвольное деление на группы)
Я вам даю конверты. В конвертах части рассказа. Ваша задача собрать их по порядку.
V. Рефлексия урока
Учитель: Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)
У вас на партах лежат сердечки. Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах.
поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.
(Дети вывешивают свои сердечки на доску и подводят итог)
Учитель: Да, детки. Мы сегодня прочитали очень интересный рассказ, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему? (разные ответы детей)
Умницы! Догадались! Я сегодня очень довольна и горда вами! Спасибо вам большое!
VI. Домашняя работа. Придумайте счастливый конец этого рассказа.