МААМ-картинки

Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Санникова Тамара Александровна
Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»

КЛАСС : 3

УЧИТЕЛЬ: САННИКОВА Т. А.

ДАТА УРОКА : 25.11.2020

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (басня)

Тип урока : урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности:

1. Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Групповая

4. Работа в парах

Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе по басне И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.

Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

2. учить понимать глубину содержания произведения;

3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

4. находить мораль в произведении;

5. учить читать басню по ролям;

6. различать речь автора и героев басни;

7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

1. содействовать развитию мыслительных операций :

2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;

3. развивать творческое воображение, познавательную активность,

4. работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

2. формировать положительные качества,

3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

4. пробуждать добрые чувства,

5. воспитывать интерес к чтению.

Здоровье сберегающие:

1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;

2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

3. способствовать созданию ситуации успеха;

4. разно уровневые задания и вопросы;

5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные) :

Познавательные:

1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

3. планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Улыбнёмся, раз и два.

Все садимся, детвора!

Поработать уж пора!

Наш урок хочу начать со строк великого русского поэта – Бориса Заходера:

Обычно от вас это держат в секрете,

Но я не скрываю, товарищи дети,

Хочу, чтобы вы дорогие читатели,

Недаром за чтением время потратили,

Хочу, признаюсь откровенно и честно,

Чтоб книжку вам было читать интересно.

А если захочется вам посмеяться,

То этого тоже не надо бояться:

Ведь если смеются товарищи дети,

Становится сразу светлее на свете!

-Желаю успеха.

Речевая разминка (на экране)

Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса

Проворонила ворона вороненка.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорки)

- Прочитайте орфографически (как пишем).

- Прочитайте орфоэпически (как произносим)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

2. Сообщение задач урока :

- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке, а наши помощники нам помогут?

- проверять домашнее задание,

- познакомимся с новым произведением,

- узнаем значение новых слов,

- будем читать и анализировать текст,

- развивать навыки выразительного чтения.

-Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.

3. Проверка изученного материала.

-Ребята, с произведениями какого автора мы познакомились на предыдущих уроках? (Ивана Андреевича Крылова)

Что писал И. А. Крылов? (басни)

А что мы знаем о баснях?

-небольшое произведение, написанное стихами или прозой; -обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;

-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.

-заканчивается или начинается моралью

выводом, поучением.

Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума,

оборотиться?»

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»? (люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные недостатки)

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

- Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать

Давайте прослушаем аудио запись басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

- Понравилась ли вам басня? О ком она?

Что вы знаете о лисе: опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится?

(Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)

— А как выглядит ворона? опишите ворону

(Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений, расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.

4. Физкультминутка.

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.

5. Словарная работа

Значение нескольких слов, дети самостоятельно находят в тол. Словаре. (Глеб Е. и Коля Я., (плутовка)Рита Ж. и Оля Л. (лесть)

-Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать.

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

6. Работа над текстом.

Анализ произведения.

Работа по учебнику (стр. 110-111)

— Какой момент вы считаете началом описанного случая, т. е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. Прочитайте строку из басни.

(Вороне где-то бог послал кусочек сыру)

— Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»?

(Ворона случайно нашла кусочек сыра)

— А о каком времени суток идёт речь?

(Когда мы завтракаем – утром)

— Что произошло дальше?

(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

— Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. Зачитайте.

(На ту беду Лиса близехонько бежала)

— Как вы понимаете выражение «на ту беду»

(Из-за лисы должна произойти беда)

— Что заставило лису остановиться?

(Запах сыра).

Зачитайте.

(Вдруг сырный дух лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил)

— Как вы понимаете выражение «сыр пленил»?

(Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

— Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром?

(Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

— Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

— Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)

— А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.

(На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась, а сыр во рту держала)

— Как вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).

— Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша

— Автор назвал лису плутовка, что это означает? (Что она хитрая и обманщица)

— Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)

— Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

— Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

— Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло

— Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»?

(Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

— Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение— каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

— Как автор относится к героям?

— Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

( Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона : глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

– В каких словах выражена основная мысль басни, где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

— Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

- Прочитайте народные пословицы, подходят они к нашей басне

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА

Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите

и все *синквейн* составьте (основные черты характера героя – какой он) запишите

В конце представляют свой синквейн на героинь басни.

7. Домашнее задание.

Выучить наизусть одну из 3-х изученных басен И. А. Крылова.

8. Оценивание.

9. Рефлексия.

- Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале урока, и подведём итог справились ли мы с ними?

(Отвечают на вопросы)

Сейчас каждый из вас подумает о своей на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)

Покажите солнышку свой лучик.

• жёлтый, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников

• оранжевый, если вы в чём-то не уверены

• красный, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений

Сегодня я для себя открыл (а, что…

Для меня этот урок был, потому что …

Спасибо за урок, урок окончен.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Видеоотчет об участии учащихся начальных классов в конкурсе литературного чтения к 250-летию со дня рождения И. А. Крылова Видеоотчет конкурса литературного чтения, посвящённый 250-летию со дня рождения писателя и драматурга И. А. Крылова. Городской конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 3 классе по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 15:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД