Папки-передвижки

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Сказка-несказка В. В. Бианки «Сова»

Вера Владимировна Быканова
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Сказка-несказка В. В. Бианки «Сова»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс : 2

Школа: Ново-Плотавская начальная школа- филиал МБОУ

«Гастелловская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Быканова Вера Владимировна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока Сказка-несказка В. В. Бианки «Сова»

Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе по теме „Сказка-несказка В, В, Бианки „Сова“» размещена в разделах

Цель урока Знакомство с творчеством В. В. Бианки, с произведением «Сова».

Задачи Образовательные:

Обобщать информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Восстанавливать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Планируемый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся со сказкой-несказкой как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

развивать умения анализировать поступки героев.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Основные понятия Сказка-несказка, познавательная сказка.

Межпредметные связи Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы 1. Учебник Л. Ф. Климановой. Литературное чтение

2. Презентация к уроку.

5. Запись крика совы, отрывок мультфильма.

Этапы урока Формируемые

УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося

Организационный момент Личностные: чувство необходимости учиться

Регулятивные: умение настраиваться на работу.

Психологическая установка на урок :

-Я в школе на уроке.

-Внимание моё растёт.

-Память моя крепка.

-Я хочу учиться.

-Я готов к работе.

- Я работаю! Читают стихотворение:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Под тихую мелодичную музыку дети повторяют за учителем.

Настрой на работу.

Самоконтроль готовности.

Мотивация к учебной деятельности Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию.

Личностные: умение выразить схематично своё настроение. Представьте, что

снежинка с неба упала

Вам на ладошку легла, не растаяла.

-Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки! (Повторите 3 раза)

Речевая разминка 3 слайд

Так же необходимо потренироваться в умении быстро и правильно читать

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.

- Читаем громче целыми словами.

- Читаем быстрее.

- Читаем быстро.

Мы ус-лы-ха-ли от со-вы,

что не-ту слов на бук-ву ы.

Демонстрация знаний, умений.

Оценивание своего настроя на работу.

Актуализация знаний. Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме. - Давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем: («О братьях наших меньших»).

- С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь)

Демонстрация знаний, умений.

ХОРОШО ЕСЛИ ЕСТЬ КАРТИНКИ ПЕРЕВЁРНУТЫЕ НА ДОСКЕ СКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ ИАВТОРА

Проверка домашнего задания Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме. С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки)

1894 год, Петербург, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал,

произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить.

Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя).

(Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее).

Оцените рассказ … Демонстрация знаний, умений.

Ответы детей. Один ученик обобщает.

Речевая разминка Чтение со слайда :

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Постановка учебной задачи

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения Познавательные :

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении лексического значения слов;

Какое же животное сегодня нас встречает?

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.

ГЕРМАН

Что знаете о сове?

Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов.

Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.

б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).

в) Когти (хватать добычу, держать ее).

г) Клюв.

Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон.

Сегодня мы познакомимся в произведением В. В. Бианки «Сова».

Какая нам предстоит работа? (

(Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать).

- Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

хо-ро-нишь-ся – хоронишься

сто-ро-нишь-ся – сторонишься

рас-сер-ди-лась – рассердилась

от-ча-ян-на-я – отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают

- Прочитайте целыми словами:

стар – старик – стариковом

шмель – шмелиные

корм – кормовой

глаза – глазищами

лез – вылезла

носить – переносить

-Что можно сказать про эти слова?ОДНОКОРЕННЫЕ Демонстрация знаний, умений.

Восприятие информации.

Демонстрация знаний, умений.

Физкультминутка для глаз Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

2 этап. Первичное чтение текста. Анализ восприятия. Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Возьмите карандаши, помечайте непонятные слова

Чтение произведения учителем, чтение Соня и Соня

«Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает убегает.

Кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться прятаться, таиться.

Раздолье много места.

Как бы худа не вышло как бы беды не было.

Чай белить добавлять молоко в чай.

Пойло питательное питьё для скота.

Понравилось произведение?

С каким настроением вы его слушали?

Читают ученики.

Восприятие текста.

Выражение своих чувств, мыслей. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст.

Выделяют действующих лиц.

Высказывание своих мыслей.

3 этап. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Познавательные: умение делать выводы на основе имеющихся знаний. Это сказка или рассказ?

- К какому виду сказок отнесете вы её отнесёте (Сказка о животных.) Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

А ещё В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы : присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Демонстрация знаний, умений.

Проявление фантазии.

Физкультурная музыкальная минутка «Смайлик». Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

4 этап. Работа с текстом во время повторного чтения. Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 10. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? ( Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. Демонстрация знаний, умений.

Чтение по цепочке.

Восприятие текста.

Работа в парах.

.

Читают 2 часть сказки самостоятельно

Физкультминутка «Сова» Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья В лесу темно,

Все спят давно. (Дети изображают спящих.)

Все птицы спят.

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)

Совушка-сова,

Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит, (Присесть.)

Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

5Работа над усвоением смысла прочитанного Коммуникативные:

- уметь оформлять устные высказывания в схеме.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные :

-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;

-Какая связь между совой и чаем старика?

«Закончи предложение».

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить… (мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у (шмелей).

-Шмели перестали опылять (клевер).

-Без клевера похудела (корова).

-Корова стала мало давать (молока).

-Нечем стало забеливать чай (старику).

Получился круг.

Дети: Автор хотел сказать, что все должны жить дружно, помогать друг другу.

Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.

Давайте составим цепочку взаимосвязи.

сова- мыши –шмели- клевер корова-молоко -чай

Работа в парах.

Формулируют вывод.

Итог урока. Рефлексия Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; З Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему : Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что он и со Стариком друзья.)

— Чему учит нас эта сказка?

(-Любить природу; не обижать животных; всё в мире взаимосвязано: автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой;

-надо исправлять свои ошибки) Человек должен заботиться о животных и растениях.

Достигли ли мы цели которую ставили перед собой? (да достигли, познакомились с произведением, читали произведение, отвечали на вопросы, анализировали текст сказки)

Рефлексия.

- Что показалось вам самым интересным на уроке? (На доске прикреплён силуэт совы, на парте у вас лежат пёрышки) Напишите на них прикрепите пёрышки к силуэту совы.

Учитель зачитывает записи детей.

закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое) Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся) :

1. Подготовить выразительное чтение сказки по ролям.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Сказка-несказка В. В. Бианки «Сова»
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 08:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД