Получи документы

Урок по биологии в средней школе «Питание живых организмов. Почвенное питание растений»

Елена Николаевна Коваленко
Урок по биологии в средней школе «Питание живых организмов. Почвенное питание растений»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМЛЕКС

№ 32 ИМЕНИ В. И. КУЗНЕЦОВА»

Тема урока :

Питание живых организмов.

Почвенное питание растений

Подготовила:

учитель биологии

Коваленко Е. Н.

Луганск, 2022

Тема урока : Питание живых организмов. Почвенное питание растений

Публикация «Урок по биологии в средней школе „Питание живых организмов, Почвенное питание растений“» размещена в разделах

Цель: познакомить учащихся со способами питания живых организмов, расширить представление о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать и развивать знания школьников о почвенном питании растений как важнейшем процессе жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, способствовать развитию логического мышления обучающихся, содействовать развитию у обучающихся навыков ухода за растениями;

- воспитательные : продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, способствовать жизненному и профессиональному самоопределению школьников.

Планируемые результаты

Предметные:

- выделение существенных признаков биологических процессов (необходимость питания);

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения (автотрофы и гетеротрофы);

- овладение методами биологической науки : наблюдение и описание биологических объектов;

- устанавливать взаимосвязь органов растения;

Метапредметные:

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Личностные результаты:

– развитие коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Вид урока : комбинированный.

Оборудование: учебник, презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, комнатные цветы.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие.

Радуюсь утру, радуюсь дню

Здравствуйте дети – я вам говорю.

С доброго слова начнём мы урок

К знаниям новым всегда будь готов!

Здравствуйте, ребята. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня у нас на уроке гости. …

Включение в деловой ритм.

Учащиеся проверяют на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей, настраиваются на работу.

2. Актуализация опорных знаний.

Прежде, чем мы с вами узнаем тему урока, посмотрите на свои столы. У вас лежат карточки с разными эмоциями. Выберите настроение с которым вы пришли на урок и поднимите вверх. Отлично. В конце урока мы тоже обязательно проверим ваши эмоции.

А сейчас давайте вспомним, с чем мы уже познакомились на уроках биологии.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам.

1. Биология – это? (наука о живых организмах)

1.1. На какие большие группы ученые мира делят все живые организмы на Земле? ( Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии)

2. Какие среды обитания живых организмов вы знаете? (Наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная)

3. С какими 2 царствами живой природы мы уже познакомились? (Растения, Животные)

4. На какие 2 группы делятся все животные? (одноклеточные и многоклеточные)

5. Многоклеточные животные в свою очередь делятся на? (беспозвоночные и позвоночные)

6. Давайте вспомним строение позвоночного животного? (голова, шея, туловище, уши, передние и задние конечности, вибрисы – органы осязания)

7. Давайте вспомним строение растения? (ствол, лист, цветок и плод, корень)

8. Все органы растения можно разделить на 2 группы, какие? (генеративные и вегетативные)

Молодцы, ребята! Внешнее строение животных и растений вы уже знаете. А теперь давайте вспомним, что изучает наука ФИЗИОЛОГИЯ? (изучает процессы жизнедеятельности живых организмов : питание, рост, дыхание, способы передвижения и т. д.)

3. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Постановка проблемы: Как вы думаете, откуда растения берут силы для роста, развития, цветения, образования семян? Они ведь не едят, как животные?

Питание - уникальное, удивительное свойство организма которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно искали ответ: растения никто не кормит, а они растут - как же это происходит?

Итак, чем мы будем заниматься сегодня? (искать ответ на вопрос – как питаются растения)

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами выясним :

1. На какие группы по способу питания делятся все живые организмы;

2. Изучим сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности;

3. Познакомимся со строение корня растения и его функциями.

4. Основная часть (СЛАЙД 1)

Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Питание живых организмов. Почвенное питание растений»

(СЛАЙД 2)

И первое определение, которое мы с вами запишем: «Питание – это процесс получения организмами вещества и энергии».

(СЛАЙД 3)

По способу питания все живые организмы делятся на автотрофные и гетеротрофные.

Гетеротрофные используют для питания готовые органические вещества. К этой группе относятся все животные и человек, грибы, большинство бактерий и некоторые растения.

Ребята, напомните, какие вещества можно отнести к органическим (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и к неорганическим (вода и мин. соли?

Автотрофные образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. К автотрофам относятся растения.

Давайте запишем схему в тетрадь (дети пишут схему со слайда).

Хорошо, разобрались. Сегодня мы будем знакомиться с питанием растений.

(СЛАЙД 4)

Питание растений – это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни (записать).

Как думаете, какие органы растения будут участвовать в этом процессе? (предполагаемый ответ детей. корни, может быть листья)

(СЛАЙД 5)

Бывают 2 способа питания растений : почвенное (через корни) и воздушное (через листья)

Какой же способ питания главнее?

Послушаем басню И. А. Крылова «Листы и корни» (ученик читает басню).

Какой вывод можно сделать из этого диалога между листьями и корнями? (предполагаемый ответ детей. корни для жизни растения главнее, листья – его украшение).

Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются лишь украшением?

На уроке сегодня мы обсудим роль корней в питании растений, их строение, а на следующем поговорим о листьях.

Давайте поработаем с учебником. Страница 92 (учащиеся читают учебник)

На рисунке 58 показано строение корня растения.

ФИЗМИНУТКА.

Давайте рассмотрим строение корня более подробно. (на доске висит макет строения корня, подойти и показывать на нем)

(СЛАЙД 6)

Обратите внимание, что кончик корня как бы одет в маленький колпачок — корневой чехлик, который защищает верхушку корня от твердых частичек почвы, которые могут ее поранить.

Если рассмотреть срез корня под микроскопом, то хорошо видно, что корневой чехлик состоит из нескольких слоев клеток. Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая уменьшает трение.

Но почему же корневой чехлик полностью не исчезает в конце концов? Все дело в том, что под корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня так и называется — зона деления.

Если растение растет на грубых, песчаных почвах, корневой чехлик становится более мощным. А у растения, обитающего на мягких, суглинистых почвах, он значительно меньше.

Внутренние клетки зоны деления как бы откладываются вверх. Они начинают активно расти. (Именно из них в дальнейшем будут строиться все остальные части корня.) Эта часть корня называется зоной растяжения, или зоной роста. Она небольшая, всего 3—9 мм в длину. Молодые клетки здесь постоянно растут, удлиняются, тем самым увеличивая длину корня.

Выше зоны растяжения расположена зона всасывания. Обратите внимание, что часть корня как бы покрыта легким пушком. Это корневые волоски — особые выросты наружных клеток зоны всасывания. Их длина обычно составляет 0,1—2 мм, а у некоторых растений доходит до 10 мм. Они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Корневые волоски работают как насосы, всасывая питательный раствор, отсюда и название зоны. Срок жизни корневых волосков небольшой, чаще всего несколько дней, после чего они отмирают. Новые корневые волоски появляются на молодых клетках на границе зон растяжения и всасывания. Таким образом зона всасывания постоянно перемещается в почве, оставаясь ближе к концу корня.

Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду.

Как вы думаете, что необходимо предпринимать при пересадке растений для того, чтобы не повреждать корневые волоски? (Ответы учащихся.)

Лучше всего пересаживать растения с комочком почвы, в которой они росли раньше, так как при этом не повреждаются корневые волоски.

Участок корня, расположенный выше зоны всасывания, называется зоной проведения. Это самая длинная часть корня. Корень в этой части не может поглощать воду и минеральные вещества, поэтому основной функцией является проведение растворенных минеральных веществ и воды.

Но какова основная роль корня, кроме укрепления растения в земле? (Минеральное питание всего растения.)

Действительно, вода и минеральные вещества от корня доставляются ко всему растению.

Но как это все происходит? (опыт с покрашенным растением)

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневое давление. Посмотрим видеофрагмент. (Включить видеоролик с опытом)

(СЛАЙД 7)

Различные зоны корня выполняют различные функции, но все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность всего растения.

Давайте зарисуем в тетрадь внешнее строение корня (дети рисуют)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Главный вопрос агрохимии - какие вещества поглощает корень растения из почвы?

Правильно, корень растения поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98% состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

5. Дифференциальная самостоятельная работа.

Выберите правильные утверждения:

1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня. (НЕТ)

2. Клетки корневого чехлика недолговечны. (ДА)

3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания. (ДА)

4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной. (ДА)

5. Корень питает растение минеральными солями и водой. (ДА)

6. Корень служит опорой растению (ДА)

Наш урок подходит к завершению. Вернёмся к басне И. А. Крылова. Так ли уж верно утверждение корней: … с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится –

Не станет дерева, ни вас.

(предполагаемый ответ детей … корень в жизни растения обеспечивает почвенное питание растений, всех его органов, в том числе листьев).

Домашнее задание: § 24, работа с опорным конспектом, составить кроссворд по теме «Корень», оформить его на отдельном листе.

Рефлексия:

- Что я понял?

- Что для меня показалось интересным?

- Что для меня было трудным?

Подведите итоги своими карточками со смайлами. Отлично! На этом наш урок подошел к концу. Спасибо.

Листы и корни

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами».—

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?» —

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те»,

Им снизу отвечали:

«Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, —

Не станет дерева, ни вас».

Прикреплённые файлы:

otkrytyi-urok_cn9eq.pptx | 4625,29 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы выбираем правильное питание»Фотоотчет «Мы выбираем правильное питание» В настоящее время проблема ожирения у детей приобретает угрожающий характер и характеризуется неуклонным ростом. Согласно статистике ВОЗ,.

Конспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группыКонспект занятия «Правильное питание — здоровое питание» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для развития познавательной активности у детей о правильном питании. Задачи: Обучающие: Закрепить знания детей о.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Правильное питание»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Правильное питание» «Правильное питание» Цель: Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни. Задачи: 1. Обучающие: Рассказать.

Конспект занятия в средней группе «Правильное питание — здоровое питание»Конспект занятия в средней группе «Правильное питание — здоровое питание» Цель: создание условий для знакомства детей с правилами здорового питания. Задачи: -Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Педагогический проект «Правильное питание» .

Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений»Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений» Познавательный опыт Цели: - наглядно объяснить детям, как растения пьют воду (получают влагу); - закрепить понимание, что для хорошего.

Презентация «Питание птиц» Презентация «Питание птиц» В своей работе с дошкольниками я всегда использую презентации, так как они, повышают интерес детей. Занятия с.

Проект «Правильное питание — залог здоровья!» в средней группеПроект «Правильное питание — залог здоровья!» в средней группе Вид проекта: познавательно - исследовательский, Тип проекта: групповой Продолжительность: краткосрочный Сроки реализации: (январь – февраль.

Проект «Здоровое питание» в средней группеПроект «Здоровое питание» в средней группе Проект “Здоровое питание”. Тип проекта: познавательно-развивающий. Вид проекта: творческий. Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по биологии в средней школе «Питание живых организмов. Почвенное питание растений»
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 18:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД