Получи документы

Урок русского языка в 5 классе по теме «Простые и сложные предложения»

Ирина Веткина
Урок русского языка в 5 классе по теме «Простые и сложные предложения»

Тема урока : «Простые и сложные предложения»

Цели урока : показать структурные различия между простыми и сложными предложениями; способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи:

1. Углубить знания учащихся о простых и сложных предложениях.

2. Познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

Публикация «Урок русского языка в 5 классе по теме „Простые и сложные предложения“» размещена в разделах

3. Распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, приложение к учебнику, карточки с упражнениями и тестами

Этапы урока :

1. Организационный момент.

2. Мотивирование к учебной деятельности

3. Актуализация знаний.

4. Формулирование темы и цели урока.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление изученного материала.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход УРОКА

1. Организационный момент

Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам новые открытия. Успехов вам и удачи!

2. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель. На ваших партах поздравительные новогодние открытки. Как вы думаете, для чего? Какое задание я для вас придумала?

Задание: конкурс на самое интересное (смешное, длинное, выразительное и т. д.) предложение. (работа в паре)

3. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, а почему я предложила вам не подобрать слова тематической группы или словосочетания. А именно составить предложения?

Ученики. На последних уроках мы всё это время повторяем предложение.

Учитель. Действительно, это так, и я предлагаю для начала вспомнить всё, что мы успели повторить из того, что вы уже знаете из курса начальной школы.

(Ответим на вопросы) :

­ Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

­ По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

­ По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

­ Что такое грамматическая основа предложения?

­ (Главные члены предложения : подлежащее и сказуемое).

Проблемная ситуация «Игра конструктор» Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.

­ Взять существительное, выступающее в роли дополнения с предлогом на, из предложения В лесу на тропинках показались лисички

­ Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое

­ Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение

­ Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки

­ На тропинки опустились лёгкие снежинки. (Сделать синтаксический разбор простого предложения)

На доске записаны пять предложений и даны схемы к ним.

В декабре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.

В высоком зимнем небе яркие звезды загораются.

Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна.

Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга.

5. (Когда—=, [—= ].

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.

(Надо написать предложения в соответствии со схемами.

Учитель. Прочитайте следующие предложения. Отметьте в них общее.

(В третьем, четвертом и пятом предложениях по две грамматические основы).

4. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?

(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).

На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с. и. ;

2) учиться различать. и. ;

3) учиться ставить. и определять средства связи простых предложений в составе сложных.

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях и определять средства связи простых предложений в составе сложных.

5. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?

(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?

(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).

(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.

(Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение).

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).

(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнку (параграф № 46 на с. 107-108. Сравните его с нашими выводами.

(1 учащийся читает параграф вслух)

Сложные предложения (союзные и бессоюзные)

6. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой лингвистический эксперимент.

Какие это предложения по наличию грамматических основ? Составьте их схемы.

Показалось зимнее солнце. Природа ожила.

[- =]. [– =].

Устно сконструируйте из двух простых сложное союзное предложение, бессоюзное предложение.

(Показалось зимнее солнце, и природа ожила. Показалось зимнее солнце, природа ожила.)

Лингвистическое исследование.

Я предлагаю вам провести выборочно – распределительный диктант. Вам даны предложения, распределите их в два столбика. 1 столбик – простое предложение, 2 столбик – сложное предложение

Простое предложение Сложное предложение

1. Пришла снежная зима.

2. Скоро весь лес покроется снегом, звери спрячутся в свои зимние домики.

3. Зимой дети катаются на санках, лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговиков.

4. Она одела деревья серебром и завалила сугробами леса.

5. Махнула зима ажурным крылом и посыпались на землю пушистые снежинки.

6. Я люблю зиму, потому что на улице стоит ясная морозная погода.

Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

• Наступили зимние дни, и по небу поплыли серые облака.

• Вот хрустнула и сломалась холодная ветка.

• Завыли и замолчали волки.

• По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.

• В ночной темноте только один совёнок слышит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

• В тёмном небе рассыпались и засверкали яркие звёзды.

• Потянул ветер, и под тяжестью снега склонили ветви деревья.

• Голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками.

• По алмазной скатерти пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки.

• Синичка присмирела и сжалась на ветке.

Для чего мы выполняли это упражнение? (Чтобы научиться различать простые и сложные предложения)

Поверочная работа

Ребята, сегодня вы очень хорошо поработали, я предлагаю вам сделать небольшую проверочную работу, которую вы ещё никогда не выполняли.

1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения :

Подула зима холодом (1, сорвала последние листья с деревьев (2, и закружила их в воздухе.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения :

Всю ночь зима вязала (1, плела кружевные узоры (2, чтобы принарядились деревья.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое-простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

Завершение проектной работы «Письмо Деду Морозу»

8. Домашнее задание

Учитель. Домашнее задание : 1 из произведений художественной литературы выписать по 3 простых и сложных предложения. Простые разобрать по членам, указывая характеристику в скобках.

Выставление оценок.

Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся снежинки, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.

Урок окончен, всем спасибо!

Публикации по теме:

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 5 классе по теме «Простые и сложные предложения»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 20:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД