Папки-передвижки

Условия использования проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Мария Орлова
Условия использования проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Основным направлением проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Публикация «Условия использования проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации [11].

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности» [11; с. 83].

Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями» [2; с. 11].

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.

Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Среди них можно выделить :

-непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными -свойствами привычных предметов;

-возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;

·-важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

·-возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения».

Основным направлением данной работы является создание оптимальных условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников через использование проектной деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

-создание культурно - образовательной среды в группе;

-повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с нравственно - патриотическим воспитанием;

-объединение усилий семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств;

-способствование общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

-воспитание нравственно - патриотических качеств: гуманизма, гордости, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края, страны;

-ориентирование родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье.

Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование нравственно - патриотических чувств дошкольника осуществляется на условиях :

-гуманизации отношений;

-равноправного сотрудничества;

-деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса.

При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:

-принцип взаимосотрудничества - представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;

-принцип гуманизации - установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально - эмоционального здоровья ребёнка;

-принцип деятельного подхода - упор делается на том объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;

культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству.

-принцип индивидуально - дифференцированного подхода - ориентирован на каждого ребёнка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.

Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно - патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.

Для этого в группе создаётся такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста. В ней заложены возможности творчества, эстетического и нравственно - патриотического развития, получения наслаждения от совместного общения и действий в целом.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию ведё тся по следующим направлениям:

-развитие поискового поведения у дошкольников;

-формирование знаниевого компонента;

-воспитание нравственно - патриотических чувств.

В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.

Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность. Наилучшего результата в работе педагог достиг, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.

Применение метода проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

2.2. Организация проектной деятельности в гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

В своем исследовании я обращусь к педагогическому словарю, чтобы дать определение «проекту» и «проектной деятельности» в ДОУ.

Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие оказывается невозможным. В ходе деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и выбирает оптимальный способ решения. В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста Е. С. Евдокимовой были выделены три этапа, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателя и детей.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Задачи развития:

1) Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) Развитие познавательных способностей;

3) Развитие творческого воображения;

4) Развитие творческого мышления;

5) Развитие коммуникативных навыков.

Рассмотрим задачи исследовательской деятельности, которые специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте :

– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

– активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

– формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте :

– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, Т. А. Данилина, Л. С. Киселева, выделяют четыре основных этапа:

1. Определение цели.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию и пр.)

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

этап 1. Формулирует проблему (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко) 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта

этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа

этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта 7. Формирование специфических знаний, умений навыков

этап 9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность воспитанника;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, формулирование выводов и обобщений.

Изучив разные источники, за основу взяла Н. А. Коротковой.

Структура проекта :

Цель проекта (для педагога – чему учить и конкретная для ребенка – то, к чему будет стремиться сам ребенок)

Задачи – ставятся 3 основные задачи – для детей (их несколько, для педагога и для родителей.

Реализация содержания проекта через интеграцию образовательных областей.

Предполагаемый результат (что должно сформироваться у детей в ходе задуманного проекта)

Схема планирования реализации проекта по этапам и видам детской деятельности.

Продукты проекта.

Результат проекта : (достигнута ли цель и поставленные задачи, как данный проект повлиял на развитие ребенка)

Портфолио проекта : конспекты, эскизы, чертежи, зарисовки, индивидуальные задания детям, рисунки, собранная информация по теме, результаты исследования, сценарий презентации, фото.

Работа над реализацией проекта

Первый этап – проблематизация.

Задача – создать проблемную ситуацию, проблема должна быть актуальной, её разрешение посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов» : 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы на данном этапе:

постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребенка;

вовлечение детей в решение проблемы;

составление плана движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей);

обсуждение плана с семьями;

обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ;

разработка схемы проведения проекта, обсуждение с детьми и родителями.

Второй этап – реализация проекта.

Реализация проекта происходит через различные виды деятельности. Задача на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Последовательность работы на данном этапе:

проведение разных видов деятельности, игры, наблюдения, поездки;

распределение домашнего задания родителям и детям;

поощрение самостоятельных творческих работ детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.) используя экран участия, фишки, накопительную ромашку и т. д.

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.

Задача на данном этапе – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Последовательность работы на данном этапе:

организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг, составление книги, альбома совместно с детьми и др. ;

подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы);

важно учесть время проведения, длительность, особенности сценария, проведение финала (чайпитие, круглый стол для обмена мнениями).

Четвертый этап – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись)

При организации проектной деятельности в детском саду я учитываю:

1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

2) Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Диагностика проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Рассмотрим классификацию проектов : (см. Таблицу 2)

Таблица 2.

Классификация проектов

по видам исследовательский;

ролевой;

информационный;

практико-ориентированный;

творческий;

по содержанию монопроекты, создаваемые в рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный, спортивный);

межпредметные, затрагивающие 2 – 3 образовательные области.

по характеру руководства открытое руководство, когда педагог открыто руководит проектом, обучая детей, подсказывает (характерна в младших группах, при первом знакомстве);

скрытое руководство, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей (характерна для старших, давно знакомых с проектами).

по числу участников индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой проект;

парный, когда ребенок действует совместно с родителями;

групповой и коллективный, когда распределяются на группы, а затем дети самостоятельно осуществляют данную деятельность.

по продолжительности краткосрочный (одно или несколько занятий, несколько дней);

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочный (от месяца до года).

по характеру контактов внутригрупповой,

межгрупповой,

региональный.

В своей практике использую следующие виды проектов :

исследовательский: полностью подчинен логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

– ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

– ознакомительно-ориентировочные (информационные) : сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов;

– практико-ориентированные (прикладные) : результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;

творческие: предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, использую ролевые, игровые и творческие проекты.

Тематика проектов касается проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Тема проектов предлагается самими воспитанниками, они ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. В реализуемом проекте тема определилась практической значимостью вопроса, его актуальностью, а именно 70-летием победы в Великой Отечественной войне.

Публикации по теме:

Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию (подготовительная группа)Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию (подготовительная группа) Конспект НОД: "Квест - игра по гражданско- патриотическому воспитанию" (подготовительная группа) Направление: гражданско - патриотическое.

Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда»Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда» Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»Россия должна защитить.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия использования проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 15:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД