Анастасия Ломакина
Условия использования словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Условия использования словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) у детей дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке сознательного отношения к деятельности, которая впоследствии становится смыслом существования всего человечества.
Публикация «Условия использования словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых» размещена в разделах
Именно в детском саду ребенок примеряет на себя роли взрослых в различных видах деятельности, впервые узнает о профессиях, учится наблюдать за работой взрослых, которые их окружают. Поэтому главной задачей педагога становится – направить деятельность ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении трудовых знаний умений и навыков. Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
По мнению В. И. Логиновой «знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…» [11, с. 58].
Результативность и плодотворность обучения и воспитания зависят от методов. Методы определяют творчество воспитателя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ребенка. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными.
Данную проблему разрабатывали ученые, педагоги: Р. С. Буре,. М. В. Крулехт, В. И Логинова, Л. А. Мишарина, А. А. Чернова, которые показали возможность формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. Р. Г. Лемберг, В. А. Оконь, И. М. Осмоловская, в качестве одного из методов при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых предлагали использовать словесные методы обучения.
В дошкольном образовании существуют противоречия при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых : существующие традиционные подходы в учреждениях дошкольного образования не всегда обеспечивают должный уровень формирования представлений о труде взрослых; недостаточная разработанность педагогических условий для обеспечения этого процесса; ограниченные возможности дошкольников в наблюдении за трудом взрослых. Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Поэтому для решения данной проблемы необходимо найти условия использования словесных методов обучения с целью ознакомления детей старшей группы с трудом взрослых. Все вышеперечисленное объясняет актуальность темы исследования.
Проблема: какие условия необходимо соблюдать для эффективного использования словесных методов обучения с целью ознакомления детей старшей группы с трудом взрослых?
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшей группы с трудом взрослых.
Предмет: использование словесных методов обучения с целью ознакомления детей старшей группы с трудом взрослых.
Цель работы: выявление условий использования словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых.
Гипотеза: использование словесных методов при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых будет эффективным, если:
- рассказ воспитателя будет занимательным, иметь яркий сюжет;
- воспитатель будет умело дополнять материал не только словесными, но и подкреплять их наглядными и практическими методами обучения.
- использовать различные формы ознакомления детей с трудом взрослых, такие как занятия, дидактические игры.
- осуществлять ознакомление детей старшей группы с трудом взрослых на основе результатов диагностики.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность методов обучения и их классификацию, особенности использования словесных методов в обучении детей дошкольного возраста.
2. Определить задачи ознакомления детей старшей группы с трудом взрослых.
3. Рассмотреть возможности использования словесных методов обучения при ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых.
4. Изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» о труде взрослых.
5. Организовать работу по использованию словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка».
6. Сделать анализ проведенной работы, разработать методические рекомендации по использованию словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых.
Методы исследования : теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирические (анализ, наблюдение, беседа, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта).
Ожидаемые результаты: изучение условий использования словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых, разработка методических рекомендаций воспитателям по использованию словесных методов обучения при ознакомлении детей старшей группы с трудом взрослых.