Папки-передвижки

Условия развития коммуникативной компетентности у детей

Татьяна Куракина
Условия развития коммуникативной компетентности у детей

Основные понятия:

Коммуникативный – (communicato – сообщение, передача)

Коммуникативный (коммуникабельный) человек – способный к передаче и восприятию информации. Коммуникабельный человек, обладающий коммуникативными навыками.

Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения (легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки общения, умение договариваться и настаивать на своих правах.)

Публикация «Условия развития коммуникативной компетентности у детей» размещена в разделах

Коммуникативные навыки — навыки общения: невербальные (мимика, жесты, поза, интонация и др.) и вербальные (человеческая речь).

Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности.

Задачи коммуникативного развития дошкольников :

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Жизнь в рамках общества и прямое взаимодействие (взаимоотношение) с другими представителями социума невозможно без коммуникативных способностей. Успеха в школьной и личной жизни невозможно достичь без умения:

Правильно и корректно общаться;

Вести диалог

Распознавать свои и чужие эмоции.

Именно на педагогов и родителей возложена основная ответственность за развитие коммуникативных способностей у дошкольников.

Почему необходимо начинать в дошкольном возрасте?

Переход из детской организации в школу является серьезным испытанием для детей :

- Меняется распорядок дня;

- Правила поведения;

- Объем поступающей информации.

И достаточно развитые социально-коммуникативные навыки значительно :

- снизят стресс;

- упростят процесс общения с новым коллективом;

- сэкономят энергию для занятий.

Что побуждает ребенка вступить в общение?

Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка:

1. Потребность во впечатлениях

2. Потребность в активной деятельности

3. Потребность в признании и поддержке.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента :

- коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);

- интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

- перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Первоначальные основы характера и поведения закладываются и затем формируются начиная с первых лет жизни человека. Зависимость от внешних обстоятельств и окружающего мира делают ребенка:

1. Любознательным

2. Восприимчивым

Именно в дошкольном возрасте закладываются такие качества личности как: 1. Общительность;

2. Умение находить общий язык с другими людьми;

3. Тактичность;

4. Склонность к эмпатии и другие коммуникативные способности человека.

Что входит в коммуникативные способности?

1. Сформированная и связная речь, способность вербально (устно) выражать свои мысли;

2. Способность идентифицировать невербальные сигналы (жесты, мимика, позы);

3. Правильное считывание и интерпретация (толкование) эмоций;

4. Разумная (конструктивная) реакция на действия и слова других людей, как ровесников и младших по возрасту, так и взрослых;

5. Контроль над своим поведением и управление речью;

6. Способность слушать и слышать;

7. Способность действовать в коллективе.

Развитие этих качеств помогут детям:

гармонично влиться в любой коллектив;

почувствовать себя полноправными членами общества.

Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков.

Для успешного развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям необходимо:

1. Создать условия для создания у ребенка положительного самоощущения (уверенность в том, что он хороший и его любят).

2. Развивать у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

3. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям:

а) воспитывать уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;

б) воспитывать уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

Для развития коммуникативной и социальной компетентности необходимо :

1. Создавать различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми (используя принципы личностно- развивающего общения и содействия).

2. Предоставлять детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. (Развитие у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.)

3. Помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания.

4. Формировать у детей представления о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.

5. Предоставлять детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта.

6. Создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе и рукотворному миру.

Для развития компетентности через игровую деятельность необходимо:

1. Создавать условия для свободной игры детей;

2. Организовать и поощрять участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах;

3. Поддерживать творческую импровизацию в игре, используя дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Сочетание всех этих условий играет важную роль :

В расширении словарного запаса.

Умении логично и связно выражать свои мысли.

В развитии готовности принятия на себя ответственности.

В повышении его доверия к себе.

В чувстве веры в свои силы.

В возможности внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий (со временем характеризует человека современного общества, осознающего ответственность за себя и за общество).

В развитии у детей социальных навыков (самостоятельное решение конфликтов, умении договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты).

В освоении детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице.

В усвоении детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других.

Как обеспечить необходимые условия для коммуникативного развития детей?

1. Организовать предметно-пространственную развивающую среду

2. Создавать ситуации коммуникативной успешности для каждого ребенка.

3. Стимулировать коммуникативную деятельность

4. Устранять коммуникативные и социально-личностные проблемы детей (в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей)

5. Мотивировать ребенка на выражение своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт обсуждаемых персонажей при помощи вербальных и не вербальных средств общения.

6. Обеспечить оптимальный баланс между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей.

7. Моделировать игровые ситуации, мотивирующие дошкольников к общению со взрослыми и сверстниками.

Проблемы коммуникативного развития :

У РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

Излишняя робость;

Замкнутость;

Агрессивность;

Упрямство;

Конфликтность.

У РЕБЕНКА ОТСУТВТВУЕТ ОПЫТ ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

Отзывчивость;

Элементарная забота;

Стремление к сотрудничеству;

Достижение общих целей;

Готовность прийти на помощь

Не желает следовать правилам или требованиям взрослых;

Недостаточно развиты знания и игровые умения, влияющие на создание благоприятного климата коллективных взаимоотношений

НЕ РАЗВИТЫ НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ:

отсутствует инициатива,

проявления творчества;

чувства ответственности,

общительности,

умения коллективного планирования деятельности.

Результаты успешного психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития :

1. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;

2. Созданы все необходимые условия для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

3. Сформировано чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

4. Сформировано положительное отношение ребёнка к окружающим людям – уважение и терпимость (толерантность) к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

5. Ребенок приобщен к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

6. У ребенка развито чувство ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

7. Ребенок обладает коммуникативной компетентностью - развиты коммуникативные умения и навыки и связная речь;

8. У ребенка имеются, соответствующие возрасту социальные навыки (освоены различные способы разрешения конфликтных ситуаций, способен договариваться, соблюдает очерёдность, умеет устанавливать новые связи и контакты.

Вывод:

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что главной целью дошкольного образования является не результат обучения, а социализация и личностные результаты развития ребенка. Поэтому так важно обращать внимание и направлять в правильное русло развитие коммуникативных навыков детей в ДОУ и дома.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия развития коммуникативной компетентности у детей
Опубликовано: 14 марта 2022 в 21:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД