Приложение МААМ

Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста

Наталья Фигуркина
Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.

Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

Публикация «Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

При обучении дошкольников важнейшим элементом выступает устное народное творчество, которое представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности с целью преобразования окружающего мира по законам нравственности и красоты. Устное народное творчество понятно и доступно детям, так как народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Что же такое устное народное творчество? Это отражение повседневной жизни народа, его мечтаний и стремлений, это воплощенная народная мудрость, выраженная в творческих формах. Согласно своему названию, оно передавалось из уст в уста, изменяясь и приобретая новые краски и оттенки. У него нет авторов, это коллективное творчество народа.

В литературе «устное народное творчество» имеет и другое название – «фольклор».

В широком смысле «фольклор» - народное творчество, чаще всего именно устное.

Детский фольклор делится: на материнский (созданный для детей) и собственно детский (созданный детьми). К первой группе относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; ко второй – игровой (считалки, молчанки) и неигровой (дразнилки, мирилки) детский фольклор.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества, как: 1) поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки; 2) потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши; 3) игровой фольклор: игры, считалки; 4) бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки, загадки, сказки, пословицы, поговорки.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

Произведения, связанные с игровыми действиями Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий

Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки.

Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками Заклички произошли от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.

Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений

Скороговорки или частоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так, к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Рассмотрим малые фольклорные жанры.

Название жанра Его краткая характеристика

Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Скороговорки

- словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

Поговорка – «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника.

Пословица это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной мудрости в наши дни. На этих произведениях

воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Наибольшие педагогические возможности в воспитании нравственной культуры дошкольников заложены в таких произведениях устного народного творчества как былины, сказки, пословицы и поговорки.

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М. ,1984. – 286 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского Государства XIV – XVII вв. – М. ,1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. — СПб. : Паритет, 2006.— 320с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с. 143-206.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа. В 2-х т. – М. ,1994.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М. : ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М. : ЭКСМО - Пресс, 2001.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Уч. издание. – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.

8. Зеленкова И. Л. Этика: Учебно – методическое пособие. – Мн. : Университет, 1994.- 159 с.

9. Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. – Мн. : Универс-е, 2001.- 274 с.

10. Лагутина Т. В. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – М. : Рипол - Классик, 2010.- 48 с.

11. Пивнева Г. Н. Устное народное творчество русского народа как источник воспитания детей в семье. – Невинномысск, 2004. - 167с.

12. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-224 с.

13. ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

Инновационный опыт «Устное народное творчество в развитии речи детей 3–4 лет» Тема опыта: «Устное народное творчество в развитии речи детей 3-4 лет» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой,.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

План по самообразованию «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста». Цель: объединить усилия педагогов и родителей.

План профессионального саморазвития «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» План профессионального саморазвития Тема: «Устное.

Проект «Развитие креативных способностей детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». (К. Д. Ушинский) Введение. Креативность – сложный процесс, связанный.

Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим.

Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, прибаутки, приговорки, потешки сочинил русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2019 в 19:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фигуркина (УИ 1038012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД