Получи документы

Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками

Александра Симбиркина
Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Ведение фенологического календаря природы с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 2. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.

Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето.

Публикация «Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Слайд 3. Фенологический календарь - это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.

Слайд 4. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы в уголках природы.

Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления.

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской деятельности и всегда вызывают у детей большой интерес.

Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в календарь природы.

Слайд 5. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического образования детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Слайд 6. Какие наблюдения можно отмечать в фенологическом календаре?

Когда зацветёт серая ольха установится весна.

Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет теплая часть года.

Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов.

Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.

Слайд 7. Наблюдая за природой, отмечая происходящие с ней изменения в фенологическом календаре можно организовать с детьми посев разных культур:

•цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук;

•зацветает вишня — можно сеять укроп;

•появились на дубе листья — можно сажать горох;

•в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников;

Слайд 8. С детьми старшего дошкольного возраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки:

Так, весенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Таяние снега — появление первых проталинок. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов. Оживление весны — начинается с зацветания мать-и-мачехи. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели.

• Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и сирени.

• Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, в лесу, всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.

Слайд 9. Летний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало лета — начинается с зацветания шиповника. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода. В этот период самые длинные в году дни.

• Полное лето — начинается с зацветания липы, созревает чёрная и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики.

• Спад лета — заметно удлиняются ночи. Начинает охлаждаться вода.

Слайд 10. Осенний сезон состоит из трех подсезонов:

• Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым.

• Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц.

• Предзимье — начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.

Сайд 11. Зимний сезон состоит из трех подсезонов:

• Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова.

• Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля.

• Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.

Слайд 12. Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у детей привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.

Слайд 13. Роль фенологического наблюдения в системе формирования экологической культуры дошкольников впервые была сформулирована в работах З. Д. Сизенко-Казанец, А. Ф. Мазуриной, М. В. Лучич. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

В современных программах по экологии принцип сезонности в обучении детей - необходимое условие экологического образования дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа со старшими дошкольниками «Русские матрешки» Цель. Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству.

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками .

Мероприятие со старшими дошкольниками «День памяти и скорби» Мероприятие со старшими дошкольниками : «День памяти и скорби». Цель:Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе впечатлений от.

Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись Проявление творческих способностей детьми старшего дошкольного возраста в изображении природы на основе ознакомления с пейзажной живописью.

Нетрадиционная техника рисования «пуантилизм» в работе со старшими дошкольникамиНетрадиционная техника рисования «пуантилизм» в работе со старшими дошкольниками Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В группе у меня много мальчиков, все дети шустрые, подвижные, шумные. Вот и решила я переключить.

Организация игр — путешествий со старшими дошкольниками. Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который.

Фотоотчет «Прогулка дневная с шарами со старшими дошкольниками»Фотоотчет «Прогулка дневная с шарами со старшими дошкольниками» Воспитатели детского сада знают и понимают насколько важна прогулка для детей дошкольного возраста. Свежий воздух необходим для правильной.

Спортивное соревнование между старшими дошкольниками и первоклассниками «Веселые старты» Спортивное соревнование с первоклассниками «Веселые старты» Цель: Связь детского сада и школы через проведение совместных мероприятий и.

Свойства воды, снега, льда. Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками Эксперименты и опыты со старшими дошкольниками (свойства воды, снега, льда) Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать.

Занятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир»Занятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир» Занятие со старшими дошкольниками «Путешествие в подводный мир» Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить кругозор детей о морских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками
Опубликовано: 28 января 2018 в 15:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Александра Симбиркина (УИ 490397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД