МААМ-картинки

Влияние мелкой моторики руки на формирование активного речевого словаря дошкольников

Елена Евдокимова
Влияние мелкой моторики руки на формирование активного речевого словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Влияние мелкой моторики руки на формирование активного речевого словаря дошкольников

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного

Публикация «Влияние мелкой моторики руки на формирование активного речевого словаря дошкольников» размещена в разделах

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.  Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Работа с детьми.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности  пальцев.

Игры и занятия на развитие мелкой моторики рук.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Народные игры с ладошками

"Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошкамиприговаривайте:

Ладушки-ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

Кашку поели, Бражку попили -

Шу-у-у. Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.

Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игры с природным материалом

Игры с природным материалом для детей является не только, необычным для них, но еще они развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики и м. д. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательной деятельности. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно - ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.

Игры с предметами домашнего обихода

Также при развитии моторики можно использовать игры с предметами домашнего обихода. Достоинством таких игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуется каких-то специальных игрушек, пособий и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом  доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесным превращением знакомых  вещей: бутылочные крышки превращаются в «лыжи», которые могут мчаться по «снежной дорожке», пуговицы превращаются в «краски», которыми можно разукрашивать картинки. Все игры с предметами сопровождаются стихами. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом  преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Игры с прищепками.

В досуговой деятельности можно использовать другие игры с прищепками, например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». Для этого предлагаю ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок, например, самый маленький платочек прикрепить к веревке одной прищепкой, побольше — двумя, еще больше — тремя и т. д. Или красный платочек прикрепить к веревке красными прищепками, синий — синими прищепками и т. д.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному.  Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько  задач:

- развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие чувства ритма;

- развитие конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную со взрослым работу.

Игры с фасолью и крупой.

Можно попросить ребенка спрятать ручки в крупу, найти игрушку в крупе, рассортировать фасоль и горох или нарисовать узор по манке или пшену. Давайте рассортируем белую и красную фасоль. Фасоль необходимо брать большим и указательным пальцем и класть в свою ячейку. Игры с крупой способствуют развитию мелкой моторики, воображения, снятию мышечного тонуса.

Пальчиковый театр

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно –двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить мини –представления.

Пальчиковый театр можно использовать для знакомства и изучения счета (например сказка Теремок, стали жить лягушка-квакушка и зайчик- побегайчик вдвоем, потом втроем, и т. д., для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева»«рядом», для развития речи и мелкой моторики (в ходе игры ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует  моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Фотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки»Фотоотчёт. Занятие по развитию мелкой моторики руки «Волшебные палочки» Предлагаю Вам посмотреть занятие, которое можно провести с неговорящими детьми. В этом занятии важна роль развития мелкой руки, ориентировки.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы.План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы. Полноценное развитие ребенка невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи по всем вопросам образования и воспитания дошкольников.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики руки на формирование активного речевого словаря дошкольников
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 21:22
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики руки на формирование активного речевого словаря дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Евдокимова (УИ 560186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД