Лучший педагог года

Влияние семейного воспитания на процесс и результат адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Кружевецкая Светлана
Влияние семейного воспитания на процесс и результат адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Влияние семейного воспитания на процесс и результат адаптации детей раннего возраста в ДОУ

На процесс и результат адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ оказывает влияние семейное воспитание, в частности типы воспитания. Это связано с тем, что одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий тип воспитания. В детский сад ребенок приходит уже с формируемыми чертами характера, умению общаться, культурой поведения, которые закладывались в семье. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка, адаптацию ребенка к условиям в ДОУ.

Публикация «Влияние семейного воспитания на процесс и результат адаптации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

Существует несколько классификаций типов семейного воспитания.

В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, классификация типов семейного воспитания строится на основе того, как родители регулируют его поведение. В связи с этим были выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность:

1. Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.

2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения. Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведения родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая - поведенческий [15,c.93].

Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания : 1. теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

2. теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;

3. холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

4. холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка.

Во многих работах, посвященных детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию типов семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, либеральный. В дальнейшем эту систему категорий дополнили психологи Элеонор Маккоби и Джон Мартин. Они вывели два базовых измерения, один из которых определяет уровень родительского контроля и требований, а другой базируется на принятии и отвержении. На пересечении этих измерений появился новый, четвёртый стиль -пренебрегающий (индифферентный) [15, c.95].

Рассмотрим характеристику данных стилей.

1. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители. Они считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Они ограничивают свободу и самостоятельность ребенка, не считают должным объяснять и обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В данном случае родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако, жесткий контроль редко дает положительный результат[8, с. 128.].

2. Авторитетный стиль воспитания - родители осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признают право на саморазвитие. Они трезво оценивают и понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах эти родители готовы пересматривать свои позиции. Они признают и поощряют растущую отдаленность своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Родители, которые придерживаются данного стиляхарактеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

3. При либеральном стиле воспитания нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Они легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму. Они легко общаются с ребенком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение детей. Дают детям неограниченную свободу при отсутствии каких-либо ограничений. Наказания не применяются, но нет и правил, обязанностей.

Родители ориентированы на удовлетворение просьб и желаний детей, а не их реальных потребностей, слабо или вообще не различают эти понятия (ребенок может сказать, что хочет игрушку, но это не обязательно то, что ему действительно нужно, возможно, ему не хватает внимания или чувства защищенности). Поскольку родители не могут обойтись без послушания детей, то тут оно тоже присутствует, но природа его другая. Родители пытаются добиться послушания через уговоры, манипуляции и подкуп [15, с. 176].

4. При индифферентном стиле семейного воспитания уровень вовлеченности родителей в жизнь детей самый минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. Психологи называют этот тип воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

В дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

хаотический стиль;

опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы[14].

А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

1. Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

2. Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу.

Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией.

Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

3. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

4. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи[14, с. 67].

Данные типы семейного воспитания являются неправильными и требуют работы с родителями.

Г. Р. Шафикова, Л. Н. Скачилова в своей статье говорят о том, что в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ должно происходить сотрудничество детского сада и родителей[17, с. 12]. По их мнению, низкий уровень психологической культуры родителей отрицательно сказывается на прохождении адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

В МДОУ «Детский сад № 5», города Приозерска, ведётся целенаправленная работа по адаптации малышей к ДОУ. В детском саду работает клуб «Здравствуй, малыш!». Его работа реализуется в три этапа.

Первый этап проходит в августе-сентябре и связан он с функционированием миницентра ранней социализации «Новичок». В миницентр приходят поступившие в детский сад воспитанники и их родители, чтобы поиграть и пообщаться с другими детьми и взрослыми в комфортных условиях.

На втором этапе дети постепенно начинают посещать группу в индивидуальном режиме. Для психолого-педагогического сопровождения на этом этапе разработана рабочая тетрадь для родителей «Радуга адаптации к детскому саду». В ней раскрываются приёмы и способы взаимодействия родителей с детьми и воспитателями в первые 7–8 недель адаптации. Именно столько, как показывает практика, большинству детей необходимо для привыкания к новым условиям жизни в детском саду [2]. Каждый разворот посвящён одной неделе адаптации и окрашен в один из цветов спектра.

На третьем этапе проходят заседания в психологической гостиной «Итоги адаптации детей к ДОУ». Обязательные компоненты встречи – выступления детей, игры, танцы с участием родителей, чаепитие.

Таким образом, данная программа поможет облегчить адаптационный период ребенка раннего возраста.

Е. П. Арнаутова рассматривает содержание общения с родителями воспитателей различных возрастных групп ДОУ. По ее мнению, содержание общения с родителями детей, посещающих первую младшую группу, заключается в следующем:

как подготовить малыша к посещению детского сада;

игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно-общественного воспитания;

организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнем питании;

что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье;

как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать ребенка по его телесным проявлениям;

о запугивании в семье, приводящем к психической травме;

про вредные и полезные привычки малыша (сосать палец, соску, грызть ногти и пр.);

как можно избаловать ребенка;

как реагировать на детские истерики; составляющие эмоционального самочувствия ребенка в семье [6, с. 56].

Таким образом, семейное воспитание играет большую роль в социальной адаптации детей раннего возраста к условиям в ДОУ. В зависимости от типов семейного воспитания выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка, которые являются факторами его адаптации к условиям ДОУ.

Список литературы

1. Аксарина, Н. М. Адаптация детей при поступлении в детские учреждения. // Вопросы развития и воспитания детей первых 3-х лет жизни. - М. : Медицина, 2011. - С. 94-105

2. Анохина, И. А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ – 2013. - № 6. – С. 3-11.

3. Бондаренко, Е. А. «О психическом развитии ребенка» (Дошкольный возраст) / Е. А. Бондаренко. Мн., 1974. с. 128.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М. : И; М. : Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние семейного воспитания на процесс и результат адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 03:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД