Приложение МААМ

Конспект урока внеклассного чтения «Б. Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке»

Лозовая Татьяна
Конспект урока внеклассного чтения «Б. Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке»
▼ Скачать + Заказать документы

Внеклассное чтение

Тема: «Б. Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке».

Цель: представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке".

Задачи:

-рассмотреть произведение Б. Полевого как одно из произведений отечественной литературы, раскрывающее тему русского национального характера в литературе;

-познакомить учащихся с биографией писателя, биографией прототипа героя произведения - Алексея Петровича Маресьева;

-проверить знание учащимися текста произведения.

- развивать навыки анализа произведения; развитие навыков связной устной речи;

Публикация «Конспект урока внеклассного чтения „Б, Н, Полевой, Повесть о настоящем человеке“» размещена в разделах

- воспитывать интерес к чтению, к истории России;

-формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм;

-воспитывать учащихся в духе патриотизма.

Оборудование: книга Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», презентация, ноутбук, мультимедийное оборудование, фото стенд.

Ход занятия.

Ор. гмомент. - Добрый день, я рада видеть вас на занятии. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

- ребята, какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

(9 мая наша страна отмечает праздник «День Победы». Это праздник победы красной армии и советского народа над нацистской Германией).

- Все меньше становится ветеранов, все дальше от нас взрывы бомб и снарядов. Но живет память о людях, кто приближал победу, кто подарил нам мир и счастье. Именно писатели и поэты помогают нам сохранить память о тех далеких боевых днях, о подвигах людей, и мы не имеем права забывать это.

- Мы сегодня поговорим об удивительной книге Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке», постараемся с вами понять, каким представляет писатель русский национальный характер, что означает словосочетание «настоящий человек». Пусть это занятие будет данью памяти всем защитникам нашего Отечества.

- что такое повесть?

(повесть – художественное произведение о реальном событии или эпизоде из жизни героев.)

- Исходя из заглавия произведения, мы понимаем, что речь пойдёт о человеке.

- Какого же человека можно назвать настоящим?

Прежде чем ответить на предложенный вопрос, необходимо познакомиться с автором произведения.

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия – Кампов) родился в Москве в 1908 году. В 1913 семья переехала в Тверь.

Окончил промышленный техникум и работал на текстильной фабрике «Пролетарка». Ещё учеником 6 класса он поместил в газету «Тверская правда» свою первую заметку, а с 1924 года его материалы регулярно публиковались на страницах этого издания. В 1939 году он написал первую повесть «Горячий цех», о рабочих Калининского вагонного завода.

С начала войны Полевой работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. В феврале 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья Бориса Полевого «Подвиг Матвея Кузьмина». Чтобы добыть материал для статьи, пришлось в сорокаградусный мороз лететь на самолете «У-2» под Великие Луки, где старый колхозник повторил подвиг Ивана Сусанина и завел батальон немецких стрелков прямо на советскую засаду.

Борис Полевой присутствовал на Нюрнбергском процессе, на котором судили фашистов. Вернувшись с заседания трибунала после допроса Германа Геринга – военного деятеля нацистской германии, Борис Полевой задумался о русском характере, о котором с уважением говорил в этот день Герман Геринг.

Борис Полевой раскрыл свой дневник, где был записан рассказ безногого летчика, взял ручку и начал писать «Повесть о настоящем человеке».

В 1943 году на полевом аэродроме под Орлом писатель встречался со своим героем; до самого рассвета слушал и записывал рассказ летчика о своей жизни. Судьба лётчика Алексея Маресьева, послужило прототипом главного героя «Повести о настоящем человеке» Алексея Мересьева. Автор изменил только одну букву в фамилии. Прототип – это реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного герочя.

видеоролик «Кто такой Алексей Маресьев» (“YouTube”).

Зная, как Алексей Маресьев добивался того, чтобы стать летчиком, как проходил этот путь, можно понять, почему он сумел преодолеть в будущем нечеловеческие трудности, выпавшие на его долю.

Итак, обратимся к повести. Конец зимы, начало весны. 1942 год. Район Старой Руссы. Алексей Мересьев начинает свой путь,он преодолевает страшные испытания, о которых мы начнем говорить.

- Какое первое испытание проходит герой?

Ответ. Испытание первое – «Роковое падение». Пересказ эпизода.

(Летчик А. Мересьев попал в двойные «клещи», его обступили 4 немецких самолета и повели на свой аэродром. Удалось вывернуться из- под конвоя, но немец успел подбить самолет Алексея)

И далее начинается борьба человека за жизнь и свободу.

- что было самым страшным для лётчика?

(Самое страшное, чего боялся летчик, - это попасть в плен.)

- Удалось ему избежать плена?

(Да,когда Мересьев, очнувшись после падения, услышал возле себя скрип снега под чьими-то ногами и шумное дыхание. Летчик подумал, что это немцы и его возьмут в плен. Он, хотел раскрыть глаза и вскочить защищаясь. Но приоткрыв глаза, осознал, что перед ним медведь. Хищник причинял ему ужасную боль, хватая одежду. Алексей потихоньку дотянулся до оружия и выстрелил в медведя.)

- Каким предстает перед нами герой?

(Герой не желает мириться с судьбой. Он решает бороться за свою жизнь)

- Что с ним произошло при падении? …

(Он… ощутил острую, жгучую боль в ступнях и… потерял сознание…».)

-Какое решение принимает летчик?

(спастись и выжить любой ценой. Дойти до линии фронта.)

- Каким было второе испытание героя?

Ответы. Второе испытание – «Через вражеский тыл». Мересьев через боль и страдания восемнадцать дней выползал из вражеского тыла.

- Как проявляет себя герой во время второго испытания?

(Здесь герой проявляет себя как человек твёрдого характера, имеющий выдержку, силу воли, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели).

Давайте докажем это.

(Лётчик ощущает жгучую боль в ступнях. Сначала он пытается идти по 1000 шагов и потом перерыв, но когда ноги совсем его перестали слушаться, опирается на палки, как на костыли. А когда Мересьев, потерял способность передвигаться даже на четвереньках, начинает катиться вперёд, переваливаясь с боку на бок. Каждое движение вызывает боль, он слабеет и чувствует сильный голод и холод.).

- Чем питался Алексей Мересьев, находясь в тылу врага? Предлагаю работу в группах. В предложенных карточках подчеркните не более 10 ответов.

Сухари Кора сосны Муравьи

Ягоды черемухи Кора дуба Картошка

Ягоды клюквы Кора ели Березовые почки

Заяц Кора березы Сосновые почки

Немецкие сосиски Кора лиственницы Сосновые иголки

Ёж Семена елей Липовые почки

Галеты Кедровые орехи Конфеты

Хлеб Листья клюквы Каша перловая

Белка Листья черники Банка тушенки

Луковица Листья брусники Банка каши перловой с тушенкой

Мох Сахар

Обсуждение.

Ответ: ягоды клюквы, еж, мох, кора сосны, семена елей, листья брусники, муравьи, березовые почки, липовые почки, банка тушенки.

-Кто изображен на иллюстрации?

(Серёнька и Федька – мальчики, которые нашли раненого летчика в лесу.)

Чтение по ролям. Встреча Мересьева с детьми (гл. 14, стр. 46)

-В это время из кустов раздался взволнованный детский голос

-Эй, летчик, брось наган-то…

- Итак, Алексей попадает в деревню Плавни. Вот ее фотография. Карательные отряды фашистов сжигали целые деревни. Многие жители уходили в партизанские отряды. Расскажите об этой деревне.

Беглая деревня жила в вековом бору. Накопав землянок, мужчины ушли партизанить, остались бабы да дети. Председателем деревни был единственный мужчина в деревне дед Михайло. Люди голодали, но помогали друг другу. Бедствия сплотили людей, каждый хотел помочь Алексею.

Моё внимание привлекла партизаночка – это курочка, единственное животное, уцелевшее в селе, она осталась одна у бабки Василисы, всю семью (десять человек) убили немцы. Чутьё курицы позволяло ей различать своих и чужих. «Немец во двор, а она на чердак и сидит там, будто её и нет. А свой войдёт – ничего, гуляет».

За это ее и прозвали Партизанкой. Очень жаль было Партизаночку, когда бабка Василиса все-таки решилась сварить из неё суп. Но я понимаю, что этот поступок она совершила, чтобы спасти летчика.

- Посмотрите на иллюстрацию. Назовите эпизод.

(жители деревни Плавни отправляют летчика в медицинскую часть)

Историческая справка: в годы войны советские врачи поставили на ноги 17 миллионов солдат. Военный госпиталь стал местом не только физического, но и духовного возрождения раненых к жизни.

- Особую роль в жизни Алексея сыграла палата № 42, или, как её ещё называли, полковничья.

- Кого он здесь встречает? Сопоставьте фамилию, профессию и характеристику героя

Григорий Гвоздев танкист обгорел в танке, потерял всех родных.

Константин Кукушкин летчик человек с собственными нравами, с трудом находил общий язык с людьми.

Степан Иванович снайпер сибиряк, председатель колхоза, охотник, а по военной профессии снайпер

Семен Воробьев Полковой комиссар Этот неунывающий человек сумел расшевелить и утешить своих соседей, хотя сам постоянно испытывал сильную боль.

Павел Иванович Стручков летчик Военный летчик, смелый и отважный герой, лежал в одной палате с Алексеем. Ведет себя вызывающе и самоуверенно, цинично отзывается о женщинах, почти ни у кого не вызывает положительных эмоций.

- Кто из палаты запомнился вам и почему?

(Комиссар Воробьёв, мудрый командир, был жизнерадостен, старался облегчить страдания других. Смерть комиссара все обитатели палаты восприняли как личную трагедию.)

- Какую роль этот человек сыграл в судьбе Мересьева?

(Он передал Алексею статью о русском военном летчике, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче – герое времен I мировой войны, который продолжал летать без одной ступни)

- Эта статья действительно перевернула жизнь Мересьева, дала ему силу жить дальше, помогла выйти из состояния глубокой депрессии, в которую он попал после ампутации.

Это самое страшное испытание, которое проходит герой. Он не хочет жить. Не видит смысла жизни. Но Семен Воробьев, как сам Мересьев называет его, «настоящий человек», помогает летчику «стать на ноги». Он становится на протезы. Ему очень больно и тяжело. Но всем своим видом он не хочет показать свою боль.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Повесть о настоящем человеке» (Мересьев учится ходить на костылях: 55 мин. 42 с.)

- Какие еще эпизоды запомнились вам?

Эпизод «Мересьев учится танцевать»,

с помощью медсестры Зиночки даже учится танцевать. На медосмотре Мересьев убеждает докторов в своих силах и вечером того же дня на виду у всех пляшет «барыню», удивляя этим не только других солдат, но и врачебную комиссию. В итоге Мересьев добивается разрешения врачей вернуться на фронт.

«Первый вылет летчика на протезах»,

Алексей попадает в тренировочную школу для лётчиков и, совершив полёт в паре с лётным инструктором, подтверждает своё умение пилота-истребителя. Узнав, что у лётчика вместо ног протезы, инструктор по достоинству оценивает его подвиг.

«Первый бой Алексея»,

Мересьев возвращается в действующую армию. Во время одного из сражений Мересьев спасает своего ведомого, а также командира звена истребителей из соседней дивизии, сбив два самолета с немецкими асами.

«Схватка с фашистским асом».

В этом бою Алексей остается один на один с немецким истребителем. Они идут лоб в лоб друга на друга, но немец трусит и уходит от столкновения. Алексей подбивает его. Самолет с немцем падает. Алексею не хватает бензина, чтобы вернуться на базу. Он может спастись, катапультировавшись и разбив самолет. Но он хочет сохранить машину. Алексей пытается долететь до аэродрома без бензина.

- Ребята, вспомните эпизод, когда счастливый Мересьев, покидая госпиталь, гуляет по Москве. Он садится на лавочку отдохнуть, а мальчуган, удирая от приятеля, спотыкается о вытянутые ноги летчика и летит на песок. Любопытные мальчишки решают выяснить, какие ноги –«настоящие или деревянные» у «дяденьки», и спрашивают у летчика: «Вы инвалид?»

- Как Мересьев отреагировал на этот бестактный вопрос мальчишек?

(«Карие глаза заплыли слезами».

«Мальчуган почувствовал, какую боль он причинил военному, сказав слово «инвалид», поэтому «толпа приятелей…тихо исчезла, точно растаяла в знойном, душистом воздухе»).

Вы знаете, ребята, и в наши дни люди способны проявить бестактность по отношению к инвалидам, оскорбить пристальным взглядом, перешептываниями или каким – то другим своим поведением. А ведь самое главное, о чем они мечтают, чтобы их воспринимали как равноправных членов общества, не жалели, а просто не обращали внимания, давали понять, что они КАК ВСЕ!

- Алексей Мересьев полтора года упрямо шел к своей цели - вернуться в строй летчиком – истребителем. И он добился своего: не только научился ходить на протезах, но и бегать, танцевать, виртуозно управлять самолетом – истребителем, чтобы бить нещадно врага.

Прием «Цепочка»

-Какой же он? Предлагаю по цепочке охарактеризовать Алексея Мересьева.

(Мужественный, храбрый, отважный, сильный духом, целеустремленный, честный, патриот.)

- Как высчитаете,можно Алексея Мересьева назвать настоящим человеком

- Сделайте вывод, Какого человека можно назвать настоящим?

«настоящий» человек – это тот человек, который преодолевает жизненные трудности, иногда даже испытывая боль и страдания.

Настоящий человек - это человек, который держит своё слово. Он не совершает поступки, от которых могут пострадать другие люди.

Настоящий человек- это тот, который никогда не оставит в беде, всегда придет на помощь.

- Какие качества необходимо вырабатывать в себе, чтобы стать таким?

(порядочность, доброжелательность, гуманность, доброта, отзывчивость, сострадание.)

- Почему произведение названо не «Повестью о лётчике» или «Повестью о Мересьеве», а «Повестью о настоящем человеке»?

(Борис Полевой посвятил эту повесть всем советским солдатам, которые своим мужеством и силой духа одолели злейшего и опытнейшего противника).

- учреждена Международная Премия имени А. П. Маресьева «За волю к жизни», которая присуждается людям, продемонстрировавшим образцы героизма и стойкости, а также необыкновенную волю к жизни в условиях тяжелейших испытаний, выпавших на их долю и сумевшим достойно преодолеть их и проявить при этом необыкновенную волю к полноценной жизни.

Одним из лауреатов этой премии является летчик Иван Леонов, который в 1943 году был тяжело ранен в левую руку, которую впоследствии ампутировали. Несмотря на это, он вернулся в строй и летал, и сбивал фашистских летчиков с нашего неба. Много можно привести примеров мужества и героизма, упорства в стремлении к победе. Будем же достойны памяти этих людей.

Пока помним – есть будущее у нас. Надеюсь, в вашей жизни не будет таких трудных моментов, как в жизни Алексея Маресьева. Но помните о нем.

Итог занятия: С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Назовите автора повести?

- Кто является прототипом главного героя повести?

- О чём заставила вас задуматься эта повесть?

(После прочтения повести стоит задуматься, что человеку в любой ситуации не стоит впадать в отчаяние, надо учиться преодолевать трудности.)

Нужно помнить, что преодолевая трудности, в самых экстремальных ситуациях нужно оставаться человеком.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш» в 3 классе .

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока внеклассного чтения «Б. Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке»
Опубликовано: 15 января 2023 в 14:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока внеклассного чтения «Б. Н. Полевой. Повесть о настоящем человеке»» (включая файлы) размещена пользователем Лозовая Татьяна (УИ 3148834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД