МААМ-картинки

Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе

Юлия Васева
Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. [9; 88].

Культура является средой развития и воспитания ребенка. «Человек, — подчеркивал И. А. Ильин, — родится в лоне своей семьи и своего народа; он — их детище; они дают ему первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в его власти». Освоение культуры — длительный и сложный процесс, но вхождение человека в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, материнский фольклор, художественный и образный мир традиционной культуры, ее ценности и нормы [1;12]. Интеграция ребенка в национальное культурное пространство — не только важнейшее условие его полноценного развития, но и залог жизненной силы и душевного здоровья.

Публикация «Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

В качестве ядра ценностного отношения к окружающему И. Я. Лернер называет эмоции. Эмоции - индикатор личностного отношения, условие перехода на собственно-личностный, субъектный уровень развития. Эффективность этого процесса зависит от оценки взрослого, самооценки старшего дошкольника, преобразующей когнитивное содержание в аффективное. Поэтому приоритетной в становлении ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города становится работа педагога с эмоциями детей. А. Ю. Тихонова раскрывая суть и принципы трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, отмечает: «Чтобы проблема была решена, человеку необходимо понять свое отношение к этому, т. е. то, какие чувства возникают у него по этому поводу» [26; 63].

Для решения поставленной задачи целесообразно обратиться к музейной педагогике. Ее роль в становление эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к истории и культуре родного города, на наш взгляд, недооценивается [9; 92]. Потенциал музея, его педагогические возможности в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города чрезвычайно высоки, поскольку [35; 38] :

музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющими аналогов в культуре других регионов;

музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;

в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становится толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.

Развитию ценностного отношения детей к истории и культуре родного города способствует музейно-педагогическая технология [19; 37]. Исходя из понимания педагогической технологии как организационно-методического инструментария педагогического процесса, музейно-педагогическую технологию мы рассматриваем как алгоритм действий, направленных на реализацию системы средств и методов культурно-исторического содержания, представленного в музейных материалах [1; 18].

Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления ценностного отношения детей к историко-культурному наследию родного города системным, продуманным, позволяет достичь предвосхищаемого результата [19; 12].

К основным условиям реализации музейно-педагогической технологии в процессе приобщения детей к историко-культурным ценностям родного города нами отнесены :

наличие программ приобщения детей к истории и культуре родного города, в основе которых лежат общечеловеческие ценности и личностные смыслы (доброта, истина, достоинство, трудолюбие, сочувствие, интересы) людей, живших и живущих в родном городе, их взаимоотношения, модели поведения и деятельности [21; 38];

разработка диагностики особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города, углубляющим краеведческое познание. Диагностика особенностей ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, их отношения к музеям города как хранителям историко-культурного наследия связана с определением детских эмоций и отношений к музейным ценностям, а также наличием желания освоить музейные материалы как продукты творческой деятельности человека [1; 14];

установление стиля сотворчества и сотрудничества между воспитателями, научными сотрудниками музеев, родителями; организация музейно-ориентированной среды в дошкольных учреждениях, активность в присвоении ценностных ориентаций, средств самовыражения [16; 88].

Путь решения проблемы развития интереса у дошкольников к истории родного города – это создание системы в работе, объединив краеведческий, фольклорный, культурологический, исторический и литературный материалы [1; 14].

Работая по данной теме, можно использовать разнообразные формы работы по ознакомлению с родным городом [34].

Проведение экскурсий, сотрудничество с музеями и библиотеками, проведение занятий и бесед по ознакомлению с историей и культурой родного города.

Целевые прогулки по городу, к некоторым историческим местам и памятникам архитектуры (совместно с родителями).

Организация выставки детских работ «С чего начинается Родина?»; фотовыставки «Исторические места родного города».

Создание предметной среды, группового уголка «История родного города» [19; 27].

Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-викторины «Знаешь ли ты свой город, «Узнай, где я нахожусь?», «Путешествие по родному городу», «Букет красивых слов.

Художественно-изобразительная деятельность (Лепка из глины и роспись по мотивам дымковской игрушки; рисование «Герб города», «Флаг города», «Что больше всего запомнилось на экскурсии?»).

Чтение книг о родном городе; заучивание стихотворений о своей малой Родине; прослушивание песен о родном городе [9; 34].

Организация работы с родителями (Проведение родительского собрания по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей; привлечение родителей к участию в оформлении выставок фотографий исторических мест; помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок; проведение открытого занятия с участием родителей).

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Публикации по теме:

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности». Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник,.

Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе Определение воображения и выявление специфики его развития- одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А. Я. Дудецкого.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы) Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. : Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного.

Перспективное планирование «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». подготовительная группа Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность.

Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Обращение к проблеме трудолюбия в контексте изучения феномена труда как деятельности, ее организации, обусловлено следующим: 1. Признанием.

Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе Проблема способностей получила фундаментальную теоретическую и практическую разработку в трудах С. Л. Рубинштейна, прежде всего в плане развития,.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания». Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 17 июля 2017 в 20:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вопросы ознакомления с историей и культурой родного города в современной психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Васева (УИ 528657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД